В ситуации, когда проект Nabucco буксует на месте, Азербайджан предпринимает активные меры, направленные на расширение своего энергоэкспортного потенциала, пишет американский эксперт Стивен Бланк.
Как отмечает эксперт, за последние три месяца Азербайджан заключил целый ряд соглашений, призванных обеспечить республике доход в случае развития самых различных сценариев. Об этом сообщает AZE.az со ссылкой на зарубежную прессу.
Сначала в августе Азербайджан объявил о получении согласия Туркменистана на поставку небольшого объема нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Конкретики власти не предоставили, но отметили, что туркменский экспорт составит до 5 процентов от общего объема поставляемых по БТД энергоресурсов, а это 800 тыс. баррелей в день.
Затем, в начале сентября, президент Ильхам Алиев подписал со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым соглашение, способное существенно увеличить объем экспортируемого Азербайджаном газа в Россию в 2011 году и последующих годах. За российской сделкой последовало сообщение о присоединении Венгрии к газотранспортному проекту AGRI (Азербайджан-Грузия-Румыния).
Пожалуй, именно подвижки в отношении означенного проекта являются ключевым событием. Для Азербайджана проект AGRI одновременно и гарантия, и инструмент воздействия в переговорах по Nabucco. Проект Nabucco уже давно «топчется» на месте в связи с имеющимися сомнениями в его экономической жизнеспособности. По состоянию на настоящий момент его проектируемая пропускная способность составляет 31 млрд. куб. газа в год. Пропускная способность AGRI гораздо скромнее, около 7 млрд. куб., а стоимость составляет от 2 млрд. до 4 млрд. долларов. Имея на руках договоренность по AGRI и соглашения с Россией, Азербайджан прозрачно намекает Европе, что располагает теперь и иными возможностями по экспорту энергоресурсов помимо Nabucco. Так что ЕС следует побыстрее определиться с проектом Nabucco, иначе Азербайджан может избрать и другой курс.
Мнение аналитиков относительно возможных последствий соглашения по AGRI для Nabucco разделились. Некоторые полагают, что AGRI является альтернативным маршрутом, и по Nabucco можно заказывать панихиду. Другие придерживаются взгляда, что это не конкурирующий, а дополнительный проект. В середине октября министр иностранных дел Румынии Богдан Ауреску заявил, что Европе нужны и Nabucco, и AGRI, чтобы сократить свою зависимость от российских поставок энергоресурсов. «Они дополняют друг друга», – подчеркнул он.
Проект AGRI является первым соглашением в сфере поставки в Европу сжиженного газа из Каспийского бассейна. Треть газа, транспортируемого по AGRI, предназначается Румынии, остальная часть будет распределяться по другим странам Европы. С подключением к проекту Венгрии природный газ с легкостью можно будет поставлять в Австрию и далее на запад.
Еще большую угрозу проект AGRI может представлять для поддерживаемого Россией трубопровода «Южный поток». Сложности Nabucco с финансированием и поставщиками сравнительно хорошо известны.
На пути реализации проекта «Южный поток» могут лежать гораздо более серьезные препятствия, о которых не слишком распространяются. Согласно проекту «Южный поток», 63 млрд. куб. газа будет ежегодно транспортироваться по глубоководному черноморскому участку протяженностью около 900 км. Москва не располагает ни сложной строительной технологией, ни финансами для сооружения подобного подводного проекта. Поэтому она требует, чтобы проект оплатили европейские партнеры, настаивая при этом, что контрольный пакет акций останется в ее руках. Необходимо также учитывать, что стоимость подводного объекта более чем в четыре раза превышает стоимость строительства наземного трубопровода.
В отсутствие комплексного технико-экономического обоснования никто не может проверить озвучиваемые Москвой параметры или реально оценить сметную стоимость строительства. Россия называет планку в 15 млрд. долларов, тогда как западные аналитики считают, что стоимость строительства может составить до 45 млрд. долларов. Вполне может статься, что финансирование «Южного потока» окажется выше российских возможностей, особенно учитывая тот факт, что он даже не является для Москвы главным приоритетом. Реализация двух других приоритетных проектов, а именно освоение Ямальского и Штокмановского месторождений, обещает стать еще более дорогостоящим предприятием, чем сооружение «Южного потока».
Как бы ни развивались события в отношении «Южного потока» и Nabucco, Азербайджан, похоже, обзавелся альтернативным планом. Проект AGRI может принести Азербайджану двойную выгоду: сыграть роль катализатора в деле строительства Nabucco и помочь Азербайджану закрепиться на позициях ведущего экспортера сжиженного газа из Каспийского бассейна. Учитывая тот факт, что Россия сейчас не может составить особой конкуренции в сфере экспорта сжиженного газа, то если Брюссель действительно намерен сократить свою зависимость от российских поставок, он может с помощью AGRI прийти к выводу о целесообразности развития данного направления.
Об авторе: Стивен Бланк является профессором Военного колледжа армии США.