В Вашингтоне существуют очень влиятельные силы, которые хотят, чтобы США заняли гораздо более активную позицию в решении карабахского конфликта.
Как сообщает AZE.az, в интервью haqqin.az президент американского Центра глобальных интересов (Center on Global Interests, USA), известный эксперт по международным отношениям Николай Злобин указал силы, которые, по его мнению, стоят за апрельской эскалацией напряженности в Карабахе, и предрек скорые перемены в политике Вашингтона на Южном Кавказе.
– Чем, на ваш взгляд, вызвана разморозка карабахского конфликта, и кому понадобилось взрывать устоявшееся положение именно в то время, когда президент Азербайджана Ильхам Алиев находился на саммите по ядерной безопасности в США?
– Я знаком с бытовавшим в некоторых российских и армянских СМИ мнением о том, что эскалация напряжения в Карабахе как-то связана с пребыванием Ильхама Алиева в США – мол, Алиев заручился поддержкой Вашингтона и начал боевые действия. Что я могу тут сказать? На мой взгляд, здесь нет никакой связи, поскольку это было бы слишком очевидным. В конце концов, в Баку и Вашингтоне сидят неглупые люди, чтобы так подставляться.
Другое дело, что есть силы, которые заинтересованы в том, чтобы карабахский конфликт начал потихоньку размораживаться. В нынешней ситуации это может оказаться на пользу России. Ведь известно, что до поры до времени Москва выступала за замораживание этого конфликта, но выступала ровно до того момента, пока не поняла, что получит от его обострения какие-то бенефиты (бонусы, привилегии – Ред.).
Сейчас в некоторых кругах складывается такое впечатление, что Россия может получить бенефиты от разморозки карабахского конфликта. Это связано с ситуацией в Украине, Сирии, Турции. Поэтому я думаю, что заинтересованные силы попытались использовать факт присутствия Ильхама Алиева в США с тем, чтобы придать этому конфликту более широкий резонанс.
– В чем будут заключаться бонусы России в случае возобновления армяно-азербайджанского конфликта?
– Россия опасается усиления турецкого влияния в регионе, поэтому сейчас политика Москвы направлена на ослабление Анкары. Одновременно Россия играет с Западом в игру компромиссов по поводу восточной Украины. Запад оказался в тяжелом положении, так как выяснилось, что у него нет возможностей надавить на Украину, чтобы она реально выполняла Минские соглашения. В этой ситуации Россия оказывается этаким тактическим красавчиком, который поможет миру «решить» проблему Карабаха без привлечения серьезных западных сил. Которые, конечно же, в нынешней ситуации туда не двинутся.
– В отличие от первой карабахской войны начала и середины 90-х годов, когда западные СМИ и общества в целом поддерживали Армению, нынешняя эскалация конфликта показала, что сегодня симпатии Запада не совсем на стороне армян. Чем вызван этот сдвиг в сознании западного общества?
– Во-первых, Запад потерял интерес к этому конфликту. Во-вторых, не все сразу поняли, что же случилось в Карабахе. В-третьих, в 90-е годы Армения воспринималась сквозь призму российских интересов – тогда в отношениях Запада и России было все достаточно гармонично. И сегодня Армения продолжает восприниматься сквозь призму российских интересов, но отношения Запада с Россией сейчас крайне натянутые. Поэтому отсутствие явных симпатий к Армении связно с тем, что у Запада уже нет прежних симпатий к России. Тем более к российской политике в этом регионе.
Конечно, серьезные западные политики совсем не ожидали, что проблема Нагорного Карабаха может быть заморожена на столь длительный срок. Знаю, что в Вашингтоне есть очень влиятельные силы, которые хотят, чтобы США заняли гораздо более активную позицию в решении карабахского конфликта. Эти силы не хотят, чтобы Россия стала монополистом в урегулировании этого конфликта. Думаю, что сейчас будет вырабатываться новая позиция США по проблеме Карабаха. Ее пока нет.
Но эскалация конфликта напомнила американцам, что конфликт все еще существует. Тут также будет уместно напомнить, что Турция является серьезным союзником США в регионе, поэтому некоторые американские политики будут рассматривать карабахский конфликт сквозь призму поддержки турецких интересов.
Да, сейчас все заняты избирательной кампанией, но уже после января 2017 года США, думаю, вплотную займутся урегулированием армяно-азербайджанского конфликта.
– Может быть, понимая это, Москва так торопится уговорить Баку и Ереван согласиться на размещение в зоне конфликта российских миротворцев, чтобы таким образом не допустить сюда американцев?
– Наверное, да, потому что альтернативой российским миротворцам могут стать миротворцы международные. И тогда Россия потеряет тактический контроль на поле потенциального боя. В середине следующего года американская позиция будет четко сформулирована. Она будет более резкой, гораздо более нетерпимой к самому существованию замороженного конфликта. Поэтому Россия так спешит.