Американский политолог: другого ответа Белого дома на азербайджанские петиции ждать не стоило

В феврале азербайджанская общественность в стране и за рубежом собрала по сто тысяч подписей под двумя петициями на сайте Белого Дома США, в надежде услышать от президента США Барака Обамы справедливую оценку событий в Ходжалы и по поводу оккупации Карабаха. Но азербайджанцы были разочарованы, получив в ответ невнятное заявление представителя американской администрации.

Как сообщает AZE.az, американский политолог Рамис Юнус ответил на вопросы «Новости-Азербайджан» о политике США в отношении Азербайджана.Рамис Юнус – политолог, имеющий опыт работы в высших эшелонах власти Азербайджана и за рубежом. Был руководителем аппарата правительства Азербайджана, управляющим делами Милли Меджлиса.

Несколько лет проработал в Йемене и Саудовской Аравии. Хорошо знает политический истеблишмент, менталитет, культуру и языки многих стран.

Проживает в США, в Балтиморе, консультирует в качестве политического эксперта многие американские СМИ, независимые фонды и аналитические центры.- Оправданы ли были надежды азербайджанцев, обрадованных возможностью побудить Обаму высказаться о нагорно-карабахском конфликте и оккупации 20% территорий Азербайджана армянскими вооруженными силами и сказать свое слово о геноциде, осуществленном армянами, в карабахском городе Ходжалы путем сбора более 200 тысяч подписей?- США – демократическая страна, и здесь каждый гражданин имеет право, согласно Конституции, подавать петицию в Белый Дом и в Госдеп, с тем или иным вопросом, который его волнует. Но для того, чтобы заставить чиновников на них отвечать, надо заручиться поддержкой 25 тыс.

своих сторонников, которые присоединятся к вашей подписи (25 тысяч подписей нужны для того, чтобы рассмотрели этот вопрос на уровне правительства, и ответил любой чиновник, а 100 тысяч подписей необходимы для того, чтобы отвечал президент или кто-то от его лица). Как только петиция соберёт 25 тыс.

подписей, она попадает в очередь на получение ответа из Белого дома. И ответ администрации Барака Обамы (в некоторых случаях возможен и личный ответ президента США) будет отправлен всем подписавшимся.

Сбор подписей открыт вплоть до момента рассмотрения петиции американскими властями.Сегодня, в век интернета, такая форма взаимодействия власти и общества очень эффективна в плане оперативного реагирования на многие проблемы, выпадающие из сферы внимания чиновников, и потому в США многие часто пользуются этими правом. Это о процедуре.

Что касается вашего вопроса и того, что стоит ожидать в ответе Белого Дома, то думаю, ответ будет дипломатичным, похожим на то, что мы слышим из уст представителей Минской группы ОБСЕ, где США являются сопредседателем. Пока идут переговоры по Карабаху, никто из стран – сопредседателей конкретно не будет высказываться по отдельным вопросам этого конфликта, включая и трагедию в Ходжалы.

Я хочу, чтобы всем было понятно: одно дело петиции по таким болезненным вопросам, как межэтнические конфликты, и совсем другое дело, когда затрагиваются обычные вопросы, которые не требуют дипломатии.- Следует ли считать ответ даже не Обамы, а его представителя, сказавшего, что США выступают за мирное решение конфликта, удовлетворительным для Азербайджана?- Как я отметил, до тех пор, пока конфликт между Арменией и Азербайджаном не урегулирован, другого ответа ждать не стоит, т.к. в администрацию Белого Дома пишут не только из Азербайджана, но пишут петиции и из Армении с требованием высказаться про погромы в Баку и Сумгаите.

Если бы вы послушали их ответы, то увидели бы ту же самую дипломатическую уклончивость. Я уже не говорю о теме так называемого «геноцида армян» в Османской империи, которую они регулярно поднимают каждый год в преддверие 24 апреля, надеясь, что президент США произнесёт это слово.

Но как видите, до сих пор ещё ни один президент США этого не сделал. Уверен, что не сделает, пока Турция будет стратегическим партнёром США.- В Азербайджане некоторым людям кажется, что весь мир не спит и думает постоянно о карабахской проблеме.

Как на самом деле, если представить себя на месте президента США?- Такой стереотип мог сформироваться только у азербайджанского обывателя т.к. за годы независимости Азербайджана много грамотных представителей нашей страны сумели посетить США и убедиться в том, насколько разнятся своими масштабами эти две страны.

Если вы, к примеру, пройдёте по улицам Вашингтона или Нью-Йорка и спросите у простых американцев про то, что они знают об Азербайджане, то убедитесь в том, что никто про нас и не слышал. По телевизору про нашу страну ничего не показывают, в газетах про нас не пишут, а если случайно покажут или напишут что-то, то это обычно информация о коррупции или же нарушению прав человека в очередной нефтегазовой стране.

О таких странах американцы слышат плохое со времен СССР, и поэтому воспринимают их как далёкие от демократии и им не интересные. Только узкий круг специалистов, работающих с нашим регионом, владеют истинной картиной, включая представителей администрации Белого Дома и Госдепа.

Они и дают свои советы президенту США, как высказываться по тем или иным вопросам, включая и вопрос нагорно-карабахского конфликта. А учитывая то, что сегодня администрация Барака Обамы очень серьёзно занимается проблемой конфликта в Сирии, а также тем, чтобы исключить любую возможность наличия ядерного оружия у Ирана, то я не думаю, что проблема Нагорного Карабаха стоит сегодня на повестке дня у президента США.

К сожалению, наша очередь ещё не подошла.- Насколько сильна армянская диаспора в США? Так ли страшен черт, как его малюют? Во всяком случае, заставить президентов США сказать слово геноцид им не по силам. Каковы перспективы азербайджанской диаспоры в США и что им мешает эффективно действовать? Что можно сказать об отношениях между Азербайджаном и азербайджанской диаспорой в США?- Миф про армянскую диаспору и её силу распускают сами армяне, но, к сожалению, в этом им невольно помогают и представители нашей власти.

И если армян понять можно, т.к. для многих представителей армянской диаспоры играть на национальных чувствах стало доходным бизнесом, особенно они преуспели в этой самой пресловутой теме «геноцида армян», то представителей нашей власти мне трудно понять.

Ведь армянская диаспора в основном компактно живёт в Калифорнии, которая считается самым населённым штатом США. Здесь важно отметить, что по законам США, в Сенате от каждого штата должно быть по два сенатора, а в Палате представителей конгрессменов 435, и вот из них 53 человека являются представителями от Калифорнии, т.к.

в отличие от сенаторов, конгрессменов выбирают в Палату пропорционально населению их штата. Калифорнийских конгрессменов больше, чем от любого другого штата США.Вместо того чтобы профессионально работать с этими конгрессменами и сенаторами, наша власть отдала их в руки армянской диаспоры, чтобы потом вопить про силу их лобби.

Тогда как этим самым конгрессменам и сенаторам проблема «геноцида» становится нужна только во время избирательной кампании, чтобы заручиться поддержкой избирателей армянского происхождения, которых в Калифорнии, по различным оценкам, около 300 тысяч.Отвечая на вторую часть вашего вопроса, у меня возникает собственный вопрос к самой нашей власти: а для чего вы открывали генконсульство в Калифорнии? Где работа с нашей диаспорой, которых в США тоже предостаточно? За все годы жизни в США меня ни разу даже не пригласили ни на одно мероприятие по линии нашего посольства, касательно конфликта в Нагорном Карабахе или же Ходжалы, хотя за все эти годы я много выступал и на радио, и на телевидении, в американских СМИ мною написаны десятки статей на эти темы. Точно такое же отношение и ко всем остальным представителям оппозиционно настроенной диаспоры.

Разве это государственный подход? Поинтересуйтесь, чем занимаются представители Госкомитета по работе с нашей диаспорой. Для них главным критерием является наша лояльность к азербайджанской власти, в то время как критерием в этом вопросе должна служить наша общенациональная проблема Нагорного Карабаха, которая, к сожалению, таковой не стала, как это сделали армяне со своим «геноцидом».- В Баку говорят о двойных стандартах США в области оценки демократии в Азербайджане и вообще в странах третьего мира.

Вы с этим согласны? Что для Белого Дома важнее – демократия, американская экономика, мир во всем мире, борьба с Россией? Перечисляю в свете применения этих аспектов американцами в своих интересах, и в плане понимания места здесь интересов Азербайджана.-У известного английского писателя Джорджа Оруэла есть роман «1984», в котором он предупреждает об угрозе тоталитаризма в обществе: «Двоемыслие означает способность одновременно держаться двух противоречащих друг другу убеждений, поскольку те, кто этим пользуются намеренным обманом, твёрдо держат курс к своей цели, а это требует полной честности».То, что в политике существуют двойные стандарты, было испокон веков. Не США это придумали.

Другое дело, как в итоге сказывается этот подход на конечном результате. И если мы возьмём ту же историю Второй Мировой войны, когда США и её союзники вынуждены были воевать со Сталиным против Гитлера, то мы и там увидим двойные стандарты.

Победа над фашизмом не помешала сразу же начать холодную войну уже с СССР, которую озвучил Черчилль в своей знаменитой речи в Фултоне и которая, благодаря «плану Маршалла» и многим другим проектам, и привела в конечном счёте к развалу «империи зла» под названием Советский Союз. Решив задачи в Европе, объединив их в Евросоюз (мини США), где уже собрались 27 стран, США и их союзники тихо начинают подчищать от тоталитарирных режимов территорию и вокруг самой объединённой Европы.

И как мы видим, арабские революции уже привели к смене всего севера Африки и уже дошли до Сирии и Ирана.Когда будут решены проблемы с этими странами и их деспотичными режимами, дойдёт очередь до постсоветского пространства, где десятилетиями правят авторитарные режимы, не допускающие проникновения демократических процессов в их страны. Но в век интернета это уже невозможно.

Так что перемены назревают, и они очень близки. А если где-то хотят изменений пораньше, то пример Грузии здесь очень показателен.

Грузия и её общество во главе с Саакашвили сумели сплотиться вокруг общенациональной идеи, касающейся смены политического курса и повернули свою страну лицом к Западу, тем самым поменяв облик современной Грузии, которая сегодня считается самой прогрессивной в демократическом плане страной на постсоветском пространстве, и в частности, в нашем регионе..