«США выгодно сохранение в вопросе Нагорного Карабаха статус-кво, включающего в себя взаимную неприязнь, выгодно, чтобы конфликт сохранялся в замороженном состоянии, сковывая возможности России, Турции, Ирана, Азербайджана и Армении», – полагает эксперт Денис Тюрин.
Как передает AZE.az, США выгодно наличие очага нестабильности в лице Нагорного Карабаха, считает гендиректор информагентства «ИнфоРос», директор Делового клуба Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Денис Тюрин.
«США выгодно сохранение в вопросе Нагорного Карабаха статус-кво, включающего в себя взаимную неприязнь, выгодно, чтобы конфликт сохранялся в замороженном состоянии, сковывая возможности России, Турции, Ирана, Азербайджана и Армении. Чтобы этот очаг нестабильности не позволял заняться другими вопросами, а приковывал интеллектуальные ресурсы стран к разрешению этого территориального спора», – сказал Тюрин Новости-Азербайджан.
По словам эксперта, то, что до сих пор происходит в этом регионе Земного шара, так или иначе, является следствием распада Советского союза. Если бы этого не было, никаких конфликтов не возникло бы изначально.
«Когда американцы и европейцы пытаются менторствовать, в случае конкретно Нагорного Карабаха, нужно понимать, что они – главные виновники того, что это случилось. Более того, они еще и инициаторы того, что конфликт приобрел замороженную форму», – подчеркнул собеседник агентства.
Говоря о большом влиянии национальных диаспор на внешнюю политику США, Тюрин сказал, что иногда, особенно в предвыборный период, оно оказывается решающим.
Гендиректор «ИнфоРос» отметил, что армянская диаспора США принадлежит к числу одной из самых сильнейших, наряду с еврейской, польской, ирландской.
«По логике, поскольку США входят в одну военно-политическую организацию – НАТО – с Турцией, а у Турции хорошие отношения с Азербайджаном, они вроде должны проводить проазербайджанскую линию, а на практике получается, что они даже для себя не могут решить, в чем суть их политики в этом регионе», – заявил эксперт.
По его словам, армянское лобби в Вашингтоне прилагает максимум усилий для того, чтобы не был достигнут выгодный Азербайджану вариант решения конфликта. Даже если к нему приближаются, выясняется, что все это носит характер предложения, мысли, но не конкретной политической инициативы.
Тюрин считает, что в основе решения подобного конфликта в первую очередь должно лежать развитие гуманитарных связей, во вторую – развитие экономических связей. Когда будет налажено постоянное общение – сначала людей высокой культуры, которые не позволят себе опуститься до уровня площадной брани, затем людей, которые занимаются бизнесом, у которых есть материальная заинтересованность в том, чтобы торговать – можно переходить к решению политических вопросов.
У конфликта в Нагорном Карабахе была масса возможностей быть разрешенным еще в начале 1990-х годов, полагает эксперт. США в ту пору имели такую возможность, и по большому счету являлись хозяевами на постсоветском пространстве – они могли абсолютно любое решение продавить в парламенте любой страны, и в первую очередь в России.
«В то время наше (российское – авт.) правительство буквально смотрело в рот тому, что говорит Государственный департамент, и все, что они (американцы – авт.) хотели, выполнялось на 100%. У нас внутренний переворот произошел тогда, когда стало понятно, что конфликт в Чечне также инициируется извне американцами. Это дало народу в России понять, что американцы рассматривают Россию не в качестве друга, а в качестве объекта дальнейшей экспансии, агрессии, развала и расчленения», – отметил гендиректор «ИнфоРос».
По его мнению, у американцев была масса возможностей благодаря своему экономическому потенциалу, просто-напросто деньгами, «погасить» любой конфликт, что в Нагорному Карабахе, что в Приднестровье, что в любом другом регионе мира, живущем за счет гуманитарной помощи американцев.
«Это не было сделано, и я думаю, что именно потому, что США выгодно сохранение статус-кво, включающего в себя взаимную неприязнь, выгодно, чтобы конфликт сохранялся в замороженном состоянии, сковывая возможности России, Турции, Ирана, Азербайджана и Армении; чтобы этот очаг нестабильности не позволял заняться другими вопросами, а приковывал интеллектуальные ресурсы стран к разрешению этого территориального спора. Абсолютно то же самое касается и Грузии. Почва для конфликта существовала и во время Советского союза, но никто не думал, что дело дойдет до вооруженного конфликта», – подытожил Тюрин.
Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов – 20% территории Азербайджана – находятся под оккупацией вооруженных сил Армении.
В результате оккупации территории Азербайджана около миллиона граждан страны стали вынужденными переселенцами и беженцами.
В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.
Принятые Советом безопасности ООН четыре резолюции по освобождению Нагорно-карабахского региона и других оккупированных территорий до сих пор не выполняются Арменией.