Разрешить карабахский конфликт сегодня нет возможности, тем более, когда случилась ссора между Россией и Турцией, считает российский эксперт.
Как передает AZE.az, на вопросы echo.az отвечает старший аналитик Центра изучения кризисного общества (РФ) Сергей Балмасов.
– Ухудшение российско-турецких отношений может сказаться на разрешении карабахского конфликта?
– Разрешить конфликт сегодня нет возможности, тем более, когда случилась ссора между Россией и Турцией. Последняя всячески будет противодействовать Москве, давая понять Баку, что все более вероятным остается силовой путь решения проблемы.
Учитывая полярность интересов сторон, в обозримой перспективе крайне сложно рассчитывать на это. Пожалуй, единственным позитивным моментом от сохранения диалога сторон может служить то, что остается слабая надежда на дальнейшее сохранение конфликта в замороженном состоянии. Это был бы идеальный вариант для Москвы, которая пока демонстрирует неспособность его реального разрешения.
Все эти варианты с "разменами", которые она предлагала – по сути ничего не дают Азербайджану в плане получения настоящего контроля над Нагорным Карабахом, лишь ухудшая стратегические позиции Армении. Иными словами, даже если бы такой вариант и был принят, мир вряд ли сохранился долго.
Что же касается Турции, то последняя будет разными путями стремиться подорвать достижения последних лет России по выстраиванию ее влияния в Азербайджане, и это, несомненно, заметно осложнит для нее ситуацию.
– Многие эксперты говорят, что от кризиса в отношениях России и Турции может пострадать весь регион. Какого мнения вы придерживаетесь? И что сегодня может стабилизировать ситуацию?
– Что касается отношений Москвы и Анкары, то последствия их ссоры автоматически будут сказываться на регионе. Неслучайно, что сейчас пошли активные информационные выбросы о возможной поддержке курдских группировок и необходимости денонсации Карсского и Московского договоров. Все это способно открыть новый ящик Пандоры на Кавказе.
Впрочем, если так случится, то не факт, что все пойдет так, как того хотят их инициаторы из Еревана, подталкивающие к этому Москву. В 1919 – 20 гг. мало кто верил, что разбитая в Первой мировой войне Турция сможет в критический момент собрать волю в кулак и практически одновременно разбить и греков, поддерживаемых Антантой, и Армению.
Говорить же сегодня о стабилизации ситуации тяжело. Этому препятствуют три обстоятельства: эскалация сирийского кризиса, личные амбиции руководства России и Турции и усиление вмешательства в него России и личная неприязнь лидеров двух стран после уничтожения российского самолета. И пока, судя по всему, напряженность в отношениях будет не только сохраняться, но и не исключено, что будет нарастать.
– Сегодня политика РФ и ее президента Владимира Путина фактически завела страну в тупик, отношения испорчены с Европой, Западом и Турцией. Как вы считаете, чего добивается Путин и к чему это все приведет?
– Для Путина это очень удобная ситуация объявить страну осажденной крепостью, чтобы использовать наличие внешнего врага для консолидации масс, оправдания сохранения своей власти над страной и достаточно вольного распоряжения ее ресурсами. Под это дело любая настоящая оппозиция будет объявляться "пятой колонной".
Здесь не следует переоценивать и личные амбиции Путина, добивающегося того, чтобы его признали не просто таким же, как прочие лидеры Запада, но и немного "равнее" их. Впрочем, доминирование с 2014-15 гг. авантюрных тенденций в осуществлении внешней политики (Украина, Крым, Сирия) в будущем способно сыграть с ним злую шутку.
Недооценка собственных ресурсов (в том числе и экономических) привела Николая I к проигрышной Крымской войне, а Николая II – к катастрофе в войне с японцами и краху империи в Первой мировой войне".