До настоящего времени никем из тех, кто пытался разрешить карабахский территориальный спор мирным путем, не предложен вариант, который бы в полной мере устраивал одновременно и Азербайджан, и Армению, констатирует российский эксперт.
Как сообщает AZE.az, на вопроы echo.az отвечает руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS, российский политолог Виталий Арьков.
– Каким вы видите 2015 год с политической точки зрения?
– Наступивший 2015 год, вне всякого сомнения, окажется сложным в политическом плане. Не самый-самый, понятное дело, но напряженный, насыщенный событиями. Отчасти еще и потому, что требуют логического разрешения многие вопросы, обострившиеся в году минувшем.
Также есть предчувствие, что 2015 год будет щедр на совершенно неожиданные события и вызванные ими новые проблемы. Не стал бы исключать появления на карте мира новых "горячих точек". Как на Ближнем Востоке, так и в Европе, и Африке.
Одной из главных тем продолжит оставаться терроризм, принявший беспрецедентный международный масштаб, но по-прежнему прикрывающийся сознательно искаженными исламскими религиозными учениями.
– С января начал действовать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Чего ждать всему постсоветскому пространству?
– Не без сложностей, не без скандалов, не без торгов, но ЕАЭС будет развиваться. В первую очередь, за счет присоединения к союзу государств Центральной Азии. Про Туркменистан не скажу, но Кыргызстан, Узбекистан и даже почти полностью контролируемый Китаем Таджикистан – да.
Кстати, именно китайский фактор в регионе и обуславливает то, что к экспансии ЕАЭС достаточно благосклонно относятся в Брюсселе и Вашингтоне. Там оценили, что даже в среднесрочной перспективе ЕАЭС не будет представлять серьезной угрозы и даже несколько ослабит Россию, которая будет вынуждена вкладываться в инфраструктурные проекты в своих новых-старых колониях.
Поэтому попытаться посредством России выдавить из региона Китай, будет неплохо. В этой связи не исключаю даже, что зачастившие в Душанбе, Бишкеке и Ташкенте эмиссары из Евросоюза в частных беседах с лидерами этих стран станут рекомендовать им дружить с Россией.
С Ашгабатом ситуация иная, и выдернуть его из крепких объятий Пекина будет гораздо сложнее. Тем более, что Туркменистан де-юре не входит даже в СНГ, аккуратно покинув его в 2005 году под благовидным предлогом смены статуса на "ассоциированный член", ни к чему не обязывающему.
– Многие эксперты сошлись во мнении, что в этом году карабахский конфликт, действительно, должен сдвинуться с мертвой точки, поскольку этому сулят геополитические процессы в нашем регионе. А каков ваш прогноз?
– Насколько мне известно, до настоящего времени никем из тех, кто пытался разрешить карабахский территориальный спор мирным путем, не предложен вариант, который бы в полной мере устраивал одновременно и Азербайджан, и Армению. Даже утопический раздел пополам не приемлет ни одна из сторон. В этой связи выражу сомнение в том, что в 2015 году карабахская проблема решится в пользу Азербайджана.
Что до Армении, то ее статус кво вполне устраивает: земли под ее контролем, мировое сообщество, несмотря на все старания Азербайджана, не признает ее страной-агрессором и не введет против нее никаких санкций, а теперь эти земли де-факто (понятно, что не дю-юре) вовлечены в ЕАЭС, и вряд ли Москва и Астана допустят нового открытого военного противостояния там.
Хотя Азербайджан готов к этому и, в случае отсутствия у Армении поддержки со стороны стран-участниц ОДКБ, вполне может одержать победу. Однако неизбежность гибели многих тысяч своих граждан, обвал экономики после возможного введения международных санкций останавливает руководство Азербайджана от военного решения карабахского территориального конфликта.
– Начался новый год, в Украине все так же не спокойно, Запад продолжает осуждать РФ, одним словом, пока ничего не меняется. Как вы считаете, в ближайшее время России и США удастся договориться?
– Украина – не более, чем удобный повод, который США предварительно создали, а потом и воспользовались для открытого объявления Россию вновь "Империей Зла". Не сложись в Украине ситуация подобным образом, был бы подобран не менее эффектный повод. Кстати, они и готовятся – на тот случай, если по Украине все решится в позитивном ключе.
– И как будет развиваться ситуация в Украине, все также – "чем дальше, тем страшнее"?
– К сожалению, для самой Украины, по крайней мере, в ее нынешнем виде, светлого будущего нет. Не исключен даже югославский вариант, когда государство под влиянием больше внешних, нежели внутренних факторов распадется на несколько образований. И это не только Восток и Запад. В то же время у меня есть большие сомнения, что кто-либо из операторов нынешних украинских событий рискнет официально "прибрать к рукам" части раздробленного, как это в начале 2014 года сделала Россия. То есть, вряд ли Россия официально присоединит к себе Донбасс, а, допустим, Польша – так называемую Западную Украину.
Последнее, к слову, уж точно не понравится Германии, болезненно реагирующей на любые попытки Польши (с подачи и при поддержке США) создать в Евросоюзе второй полюс силы с центром в Варшаве.