"Пока Ереван профанирует переговоры, затягивает их на бесконечный срок и не идет на компромиссы, никаких гарантий неприменения силы быть не может. Это естественно, ведь такая позиция Еревана оставляет Баку один выход – военный. После этого стоит говорить о возвращении к выполнению резолюций ООН: Армения выводит войска и впускает беженцев, Азербайджан гарантирует неприменение силы. Тогда комплексный характер решения конфликта будет соблюден".
Как передает AZE.az, отказом от продолжения мирных переговоров по Карабаху Армения пытается чужими руками надавить на Азербайджан – такое мнение в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" высказал известный политолог Андрей Епифанцев, комментируя опубликованное накануне в западных СМИ заявление президента Сержа Саргсяна о бессмысленности возобновления политического процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта после апрельских боев за Карабах.
По его оценке, Саргсян произвел тактическое отступление на уровне дипломатии. "Основных целей у этого заявления два. Первая – это демонстративный жест в сторону армянского общества, которое обеспокоено неожиданным для него технологическим превосходством азербайджанской армии и проблемами армянской армии. Также оно ожидало, что Россия и ОДКБ встанут на сторону Еревана, ведь в этом и был весь смысл союзничества: компенсировать военную слабость Армении не только дипломатическими усилиями, но и военными усилиями со стороны союзников, – но этого не произошло, более того, предложения Лаврова в республике сочли давлением, и люди действительно обеспокоились тем, что Саргсян вот-вот пойдет на уступки. Так что Саргсян сделал этот жест, дабы сказать армянскому обществу, что он не просто не сдает позиции на переговорах, но даже отказывается от них, дабы не делать уступок", – указал на первую причину поведения Еревана эксперт.
"Второе – это стремление руками международного сообщества надавить на Азербайджан, чтобы тот больше не предпринимал опасных для Армении попыток изменения статус-кво военным путем. Вся стратегия Еревана в течение последних лет заключалась в том, что, коль скоро Армения не может легализовать Карабах, она должна бесконечно удерживать ситуацию на поле переговоров: отвергать все предложения, но удерживать Азербайджан за столом переговоров, потому что иначе начнутся боевые действия. 22 года подряд Армения просто приходила за стол переговоров, выслушивала и отвергала предложения – и так, по плану Еревана, должно было продолжаться еще сколько угодно лет. Когда Азербайджан дал понять, что такая политика конечна, что нельзя заниматься профанацией переговоров, это встревожило Армению. По сути дела сейчас рушится формула, которая работала в течение долгого времени очень успешно, и Саргсян пытается надавить на международное сообщество, сказать, что при таких вспышках конфликта мирно обсуждать конфликт не будет, и чужими руками вернуть Баку за стол переговоров", – пояснил основной замысел Саргсяна Андрей Епифанцев.
Подобное решение было неизбежным для той политики, которую ведет президент Армении, однако долго оставаться вне мирного процесса он не сможет. "Нужно понимать, что этот ход достаточно кратковременный, ведь никто не позволит Саргсяну долго отказываться от переговоров – этот отказ не будет понят мировым сообществом, а поддержка мирового сообщества имеет для Еревана кардинальное значение. Опять же, нужно удерживать Азербайджан в переговорном поле. Пройдет, я бы сказал, несколько недель, в зависимости от мировой реакции, пока Ереван сядет опять за стол переговоров", – ожидает он.
Лишить Ереван козырей могла бы дипломатия со стороны Баку. "Саргсян указывает на то, что Азербайджан не дает гарантии неприменения силы при решении карабахского вопроса. Со стороны Баку в связи с этим нужно дать понять, что азербайджанская сторона готова решать вопрос комплексно, как об этом и говорит армянская сторона, но это означает, в частности, что, пока Ереван профанирует переговоры, затягивает их на бесконечный срок и не идет на компромиссы, никаких гарантий неприменения силы быть не может. Это естественно, ведь такая позиция Еревана оставляет Баку один выход – военный. После этого стоит говорить о возвращении к выполнению резолюций ООН: Армения выводит войска и впускает беженцев, Азербайджан гарантирует неприменение силы. Тогда комплексный характер решения конфликта будет соблюден", – подчеркнул эксперт.
"В итоге, с точки зрения внутренней политики, Саргсян в какой-то мере успокоил армянское общественное мнение. С точки зрения переговорного процесса, Ереван не имеет монополии на право любого действия. Думаю, международные посредники сейчас выждут некий период, чтобы дело не выглядело так, что Саргсян сказал, что прекращает переговоры, и тут же сел за стол переговоров, а затем все-таки усадят его за этот стол. При этом принципы нагорно-карабахского урегулирования не изменятся совершенно, о чем стороны до этого заявления говорили, о том переговоры и продолжатся", – выразил уверенность Андрей Епифанцев, добавив, что это заявление последовало бы и после визита в Ереван представителей других стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ – Франции или США.
Напомним, накануне в интервью агентству Bloomberg Серж Саргсян заявил, что война в Карабахе может разгореться с новой силой в любой момент, а вероятность разрешения нагорно-карабахского конфликта с помощью переговоров крайне мала – и потому Армения не будет возобновлять мирный переговорный процесс.