Анкара добилась от Брюсселя безвизового режима?

ЕС приветствовал обязательство Турции ускорить выполнение контрольных показателей "дорожной карты" по безвизовому режиму в отношении всех государств-членов.

Как передает AZE.az, Евросоюз может ввести безвизовый режим с Турцией осенью 2016 года. Об этом накануне по итогам состоявшегося в Брюсселе саммита ЕС-Турция заявил председатель Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер. "Мы придаем большое значение процессу визовой либерализации. Существует связь между соглашением о реадмиссии и отменой виз. Если все условия будут выполнены, то визовая либерализация состоится осенью 2016 года. Но замечу, что мы не смягчаем основополагающих критериев", – сообщил он.

В свою очередь премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу отметил, в июне 2016 года Анкара начнет выполнение соглашения о реадмиссии с ЕС (о возвращении в Турцию граждан третьих стран, попавших в ЕС через эту страну). "Сразу после этого будет запущен процесс визовой либерализации", – добавил Давутоглу, выразив надежду на то, что отмена виз и открытие новых глав в переговорном процессе о вступлении Турции в ЕС поднимет оптимизм турецких граждан, которые в последние годы потеряли надежду на прием страны в союз. "Мы подтвердили, что членство в ЕС – это стратегическая цель нашего правительства. Этот саммит дал нам первые сигналы очень позитивных сдвигов…2016 год будет ключевым в отношениях между ЕС и Турцией", – подытожил он.

Со своей стороны председатель Европейского Совета Дональд Туск заявил накануне, что все правила, касающиеся расширения Евросоюза, остаются в силе, несмотря на новые договоренности с Турцией в связи с кризисом беженцев. "Я настаиваю: мы не переписываем политику расширения. Рамочные правила и соответствующие заключения по-прежнему применяются. Речь идет об уважении европейских ценностей, помимо прочих критериев, уважении прав человека. Все это остается", – сказал он.

Туск подчеркнул, что, несмотря на обсуждение вопросов, связанных со вступлением Турции в Европейский Союз, миграция была главной темой, из-за которой собралось это совещание. По его словам, в Евросоюзе не ожидают того, что кто-то будет охранять границы союза вместо европейцев, однако ЕС хочет сделать важный шаг, чтобы изменить правила игры в том, что касается направления потоков беженцев, которые проходят через Турцию в сторону европейских границ.

"Наше соглашение определяет очень ясный план для восстановления наших общих границ. Мы усилим нашу помощь сирийским беженцам в Турции через механизм в 3 млрд евро", – заметил глава Евросовета, назвав при этом Турцию ключевым стратегическим партнером Евросоюза и напомнив, что она является страной-кандидатом на вступление в ЕС. На совещании была достигнута договоренность активизировать этот процесс.

Кроме того, ЕС приветствовал обязательство Турции ускорить выполнение контрольных показателей "дорожной карты" по безвизовому режиму в отношении всех государств-членов. Как говорится в распространенном пресс-службой Евросовета документе, Еврокомиссия (ЕК) представит второй доклад о ходе осуществления Турцией "дорожной карты" по либерализации визового режима в начале марта следующего года." Обе стороны согласны, что соглашение о реадмиссии между ЕС и Турцией станет полностью применимым с июня 2016 для того, чтобы ЕК имела возможность представить свой третий доклад осенью будущего года с целью завершения процесса либерализации визового режима, то есть отмены визовых требований для граждан Турции в Шенгенской зоне с октября 2016 года после того, как требования "дорожной карты" будут выполнены", – приводит текст документа "Интерфакс".

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО(У) МИД РФВладимир Оленченко в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" особо отметил пункт, который "касается выделения денег Турции на содержание лагерей беженцев". "Одобрена сумма 3 млрд евро. Но это будет не разовая выплата. До конца года, предположительно, или в начале следующего будет переведено Турции 500 млн", – сказал он.

"Я послушал выступление Давутоглу на пресс-конференции, он там особых обязательств на себя не брал. Сказал, что Турция будет решать вопрос с беженцами в зависимости от ситуации в Сирии и в зависимости от того, как будет продвигаться борьба с ИГИЛ", – добавил эксперт.

Оленченко напомнил, что "страны, входящие в ЕС, всячески заинтересованы в том, чтобы поток беженцев не активизировался и не приходил в Европу". "Поэтому было много всяких намеков в адрес Турции о том, что возможно будет ускорен процесс рассмотрения вопроса о ее членстве. Также предполагался вопрос о возможном безвизовом режиме. Это скорее постановка вопроса, потому что принятие решения носит консенсусный характер, и есть ряд стран, которые настроены против того, чтобы Турции предоставлять какой-либо режим. Это, прежде всего, Греция и Кипр. Поэтому Турции надо будет с ними договариваться. Турецкий премьер, конечно, воодушевлен тем, что были сделаны такие заявления, но и перед самим саммитом в Анкаре, отправляясь на саммит, он всячески подчеркивал, что Турция готова, но ожидает, что ей будут сделаны какие-то встречные шаги по решению вопроса о ее членстве в Евросоюзе. Мне кажется, что наиболее емко по результатам выразился французский президент Олланд, он сказал, что не вижу оснований ни замедлять, ни ускорять рассмотрение вопроса о членстве Турции в ЕС", – подытожил он.

Что касается миграционной политики, то она состоит из трех пунктов. "Первый пункт – это финансирование и организационные вопросы по сдерживанию миграции из других стран в Евросоюз, то есть сдерживание на дальних рубежах, в тех странах, где концентрируется миграция. Второй пункт – это усиление внешних границ Евросоюза и пресечение возможного въезда мигрантов в ЕС. И третий пункт – это усиление контроля за мигрантами при передвижении между странами ЕС", – перечислил их эксперт.

"Участие Турции относится к первым двум, то есть сдерживанию потока мигрантов в странах их концентрации и частично к вопросу координации с контролем на внешней границе с ЕС. Поэтому турецкое руководство постарается получить для себя максимум выгод. Конкретная выгода – получено 3 млрд. Правда, когда летом и в сентябре этот вопрос обсуждался, там шла речь о 6 млрд. В данный момент это вылилось в 3 млрд. Соответственно, сейчас европейцы будут искать формы контроля за тем, как будут реализовываться выделяемые деньги. И Турция должна как-то определиться, как она будет строить отношения с беженцами", – резюмировал Владимир Оленченко.