Араз Азимов: Украина поддерживает разрешение конфликта на основе территориальной целостности Азербайджана

Азербайджан в эти дни отмечает двадцатую годовщину восстановления независимости. В стране проходят торжественные мероприятия, посвященные этой дате. Однако большой проблемой не только Азербайджана, но и всего Южного Кавказа, остается неурегулированный конфликт вокруг Нагорного Карабаха, пишут украинские СМИ.

Как передает AZE.az, украинское издание День публикует интервью с заместителем министра иностранных дел Азербайджана, специальным представителем президента страны по урегулированию нагорнокарабахского конфликта Аразом Беюкага оглы Азимовым.

В 1984 году Араз Азимов окончил Азербайджанский государственный университет и после нескольких лет работы в иностранной службе Азербайджанского радио стал дипломатом. С 1994 года занимается урегулированием конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Кроме того, как заместитель министра иностранных дел он курирует отношения Азербайджана с международными организациями, в частности с НАТО, ЕС, ОБСЕ и др. Владеет английским, турецким, русским и персидским языками. Был переводчиком на встрече президентов Азербайджана и Ирана. Президент Хашеми Рафсанджани был настолько поражен тем, как безупречно Араз Азимов владеет персидским языком, что даже не поверил, что он не этнический перс. Это притом, что наш собеседник еще ни разу не побывал в Иране. Увлекается мото- и велоспортом.

— В своем выступлении на форуме, посвященном двадцатой годовщине восстановления независимости Азербайджана, президент Ильхам Алиев подчеркнул необходимость разрешения конфликта вокруг Нагорного Карабаха. После провала встречи президентов России, Азербайджана и Армении в Казани летом текущего года представляется, что проблема зашла в тупик. Как в Баку в таких условиях видят возможность решения проблемы Нагорного Карабаха?

— Основной целью выхода из конфликта является урегулирование отношений между Азербайджаном и Арменией на основе принципов международного права. Это подразумевает безусловное признание территориальной целостности Азербайджана, 20% территории которого в настоящее время оккупировано. Мы готовы и далее прилагать политические усилия по урегулированию конфликта. При этом возникает вопрос об отсутствии результатов переговорного процесса, который осуществлялся и продолжает осуществляться в рамках Минской группы, в последнее время при активном участии президента России Дмитрия Медведева. К сожалению, в Казани результатов достигнуто не было, и после этого возникло ощущение некоторой паузы.

Тем не менее, в августе текущего года в Сочи прошла встреча президентов Алиева и Медведева, и мы надеемся, что Россия по итогам этой встречи откорректирует свои действия и вместе с двумя другими сопредседателями Минской группы попытается активизировать процесс. Но мы слышим заявления все более и более наступательного характера от президента Армении, которые кажутся спекулятивными. Имеется в виду его последнее заявление в Нью-Йорке о необходимости признать независимость Нагорно-карабахского региона. Мы также сталкиваемся с фактами усиленных попыток Армении закупить вооружение, причем наступательного характера. (Речь идет о скандале вокруг закупки оружия в Молдове через подставные прибалтийские фирмы. Командующий национальной армией, начальник Генштаба, бригадный генерал Юрий Доминик в результате был уволен с должности. — Авт.) Мне кажется, что они намеренно пытаются спровоцировать какой-то кризис, рассчитывая на скорейшее участие российских миротворцев. По аналогии с тем, как это происходило в августе 2008 года в соседней стране (Грузии. — Авт.). Развитие такого кризиса, как легко прогнозировать, может привести к крайне негативным последствиям.

Азербайджан не заинтересован в каких-либо кризисах. Мы заинтересованы в спокойных, нормальных договоренностях, которые бы обеспечили целостность и неприкосновенность нашей территории, возвращение населения в оккупированные районы, восстановление коммуникаций и налаживании сотрудничества с соседями с урегулированием политических проблем на следующем этапе.

— Есть международно признанные посредники. Пока их усилия не привели к каким-то конкретным результатам. Не считает ли Азербайджан необходимым поменять формат переговоров, ведь такие предложения высказывались, и искать другие площадки для поиска выхода из конфликта?

— Если бы мы говорили о каком-то другом конфликте, то можно было такую возможность обсуждать. В данном случае мы имеем Минскую группу ОБСЕ, действующую на основе Хельсинского акта 1975 года. США, Франция и Россия являются членами Минской группы, и на них возложены обязанности сопредседателей. С другой стороны, эти же страны являются постоянными членами Совета Безопасности ООН. Если не Минская группа, то Совет Безопасности, — особой разницы не вижу. Минская группа является общепризнанным форумом переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Принятые в 1993 году резолюции Совета Безопасности были нацелены на освобождение оккупированных территорий, возвращение беженцев и осуществление ряда других мер, поэтому считаем, что проблемы должны обсуждаться и решаться в рамках Минской группы.

В этом контексте Азербайджан стоит за выполнение этих резолюций, а они должны восприниматься в их целостности, полноте. Естественно, мы не думаем менять формат Минской группы. Она обеспечивает гибкость, в которой при имеющемся статусе государств-участников возможно участие представителей населения Нагорно-карабахского региона, как армянского, так и азербайджанского. Вот это в формате Минской группы пока что не учитывается. В Ереване спекулируют, что мы, якобы, избегаем контактов с армянами Карабаха. Мы не избегаем таких контактов, наоборот, но только тогда, когда переговорный процесс выйдет на темы, касающиеся непосредственно армян и азербайджанцев Нагорного Карабаха. Тогда в рамках Минской группы такой формат будет обеспечен.

— Какой вам видится роль Украины в разрешении нагорно-карабахского конфликта?

— Украина — друг и партнер Азербайджана. В двухстороннем и в региональном плане мы давно дружим как два народа. В течение последних 20-ти лет мы взаимодействуем как тесные стратегические партнеры, как два независимых государства. Мы также являемся членами региональной организации ГУАМ. Украина — член ОБСЕ, как и Азербайджан, поэтому со всех точек зрения, исходя из интересов партнерства, сотрудничества, у Украины есть все основания быть заинтересованной в скорейшем урегулировании этой проблемы.

Мы знаем, что Украина поддерживает разрешение конфликта на основе территориальной целостности Азербайджана. В свое время Украина давала гарантии нашей стране, что она готова участвовать в миротворческой операции в составе многонациональных сил ОБСЕ, если такая операция будет проводиться.

Помимо этого, Украина имеет все основания быть заинтересованной в разрешении этого конфликта и более четких перспектив урегулирования других конфликтов в Европе. Не в последнюю очередь ее роль и в том, что она в скором времени будет председательствовать в ОБСЕ. Здесь хотелось бы пожелать Украине всяческих успехов, хотя есть и определенные трудности. Мой длительный опыт (почти 20 лет. — Авт.) достаточно тесного сотрудничества с предыдущими председателями ОБСЕ, которые приходят на год и не всегда успевают вплотную заняться проблемами этой организации, не всегда позитивный.

С другой стороны, от Украины, страны, которая имеет достаточный политический ресурс, очень многое зависит в контексте формулирования позиции организации. Мы надеемся на позитивный вклад Украины в дело разрешения нагорнокарабахского конфликта. У нее есть для этого возможности.