Российский политолог Андрей Арешев считает оптимизм по поводу встречи по нагорно-карабахскому урегулированию неоправданным.
Трудно оценить ситуацию, складывающуюся в преддверии намеченной на 25 июня казанской встречи президентов России, Армении и Азербайджана иначе как, мягко говоря, крайне неоднозначную. Шквал нетерпеливых ожиданий, формализующихся в заявлениях глав государств и дипломатов, оценках некоторых экспертов и публикациях влиятельных западных СМИ, разительно контрастирует с ситуацией, складывающейся непосредственно в зоне конфликта.
Об этом, как сообщает AZE.az, пишет в своей статье для Фонда стратегической культуры российский политолог Андрей Арешев.
Выдающаяся роль Соединённых Штатов в преддверии казанской встречи видна невооружённым глазом. Вслед за министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном в Вашингтон отправился его азербайджанский коллега Эльмар Мамедъяров. 2 июня министр иностранных дел Азербайджана встретился в Вашингтоне с известными специалистами по Кавказу – Фионой Хилл из Брукингского института, Томасом де Ваалом из Центра Карнеги, с руководителем Джеймстаунского фонда Гленом Ховардом, а также со Збигневом Бжезинским, имя которого говорит само за себя.
Тем не менее, создаваемый вокруг встречи в Казани информационный фон, с особой акцентацией видной роли российской дипломатии и российского президента в деле сближения позиций двух сторон, недвусмысленно «переводит стрелки» на Россию.
Довильское заявление трех президентов подогрело завышенные, как мы предполагаем, ожидания. Между тем, высказывания заместителя министра иностранных дел России Сергея Рябкова были вполне сообразными ситуации. «Нет причин, чтобы мы сказали, что находимся на грани нового столкновения», – заявил Рябков, комментируя Довильское заявление. В самом деле, любое крупномасштабное столкновение вокруг Карабаха меньше всего будет соответствовать интересам России – как в контексте её взаимоотношений с Ереваном и Баку, так и с точки зрения внутренней стабильности.
Представление же о том, что шансы на мирное урегулирование проблемы более велики, чем раньше, можно интерпретировать с самых разных позиций. Так, представитель детально анализировавшей карабахский конфликт Международной Кризисной Группы Лоуренс Шитс рассуждает: «мы не видим каких-либо очевидных изменений в процессе урегулирования… Конечно, есть дипломатические разговоры, что в Казани будет подписан какой-то документ, но даже если и будет подписан, то… это не будет окончательным документом вокруг основных принципов…»
Точка зрения относительно возросшей степени сотрудничества России с Западом (и прежде всего США) в деле разрешения различных региональных конфликтов (и прежде всего карабахского) получает всё больше распространение в экспертных кругах Южного Кавказа, вызывая, в частности, серьёзную тревогу в Армении. Ведь так называемые Мадридские принципы, проталкивать которые Запад собирается под прикрытием посреднической миссии России и с использованием её сохраняющихся позиций на Южном Кавказе, не сулят армянской стороне ничего хорошего, – отмечает Арешев.