Ариэль Коэн: Шансы на создание «дорожной карты» на саммите меньше пятидесяти процентов

Эксперт по вопросам России, Евразии и международной энергетической безопасности американского Фонда «Heritage Foundation» Ариэль Коэн комментирует предстоящий саммит ОБСЕ.

В интервью армянским СМИ американский эксперт Ариэль Коэн, отвечая на вопрос, какие результаты имели трехсторонние встречи между президентами Азербайджана, России и Армении, а также есть ли надежда на подписание «дорожной карты», как об этом заявил министр иностранных дел Азербайджана Э.Мамедъяров, отметил:
«Я хочу разделить надежду г-на Мамедъярова, и было бы, конечно, очень хорошо, чтобы саммит ОБСЕ ознаменовался таким важным событием, как подписание или даже просто объявление «дорожной карты». К сожалению, я – пессимист, потому что уже прошло 16 лет со дня прекращения огня в 1994 году, «а воз и ныне там», как говорится в русской басне».

По его словам, «было бы очень хорошо, если бы обе стороны сейчас пришли к соглашению по «дорожной карте»: «Это открыло бы ворота для мирного процесса, для улучшения отношений между Арменией и Турцией, тем более, что Турция сейчас вычеркнула Армению из списка стран, представляющих угрозу, и это было бы в интересах как народов обеих стран, так и беженцев. Но, как я уже говорил, я с одной стороны пессимист, а с другой – реалист, поэтому я думаю, что шансы для такой «дорожной карты» меньше чем 50 процентов, или как говорят, «пятьдесят на пятьдесят», то есть они есть, но малы».

Отвечая на вопрос журналистов о том, стремится ли Россия к урегулированию нагорно-карабахского конфликта или такая активность носит пропагандистский характер, Коэн отметил: «Россия сформулировала свою позицию по Южному Кавказу и по всему постсоветскому пространству. Это – создание зоны привилегированных интересов, как это сформулировал в своей речи Дмитрий Медведев 31 августа 2008 года. В рамках создания такой зоны, Россия использует весь дипломатический и военно-политический инструментарий, начиная от Организации Договора о коллективной безопасности и заканчивая соглашениями о дислокации российских войск, военных баз и поставок вооружений. Главной стратегической целью России является создание такой вот зоны. Какими инструментами это будет достигаться – это, в общем-то, вопрос тактики».

Касаясь позиции Соединенных Штатов Америки, эксперт отметил, что из-за того, что Соединенные Штаты слишком заняты в Афганистане, Ираке и экономическими проблемами, интерес к постсоветскому пространству во время администрации Барака Обамы упал, сообщает AZE.az. И этим пользуются не только Россия, но и другие региональные игроки, в том числе Иран, Турция, транснациональный ислам и т.д.

«Мне, как человеку, смотрящему из Вашингтона, кажется, что именно баланс между интересами Соединенных Штатов, России, Европы и, естественно, интересами самих независимых государств, в том числе, на Южном Кавказе – это было бы идеально. Гегемония одного из игроков – это нежелательно, приводит к нежелательным последствиям», – заявил эксперт.