Армении нужно отказаться от агрессии, чтобы сохранить свою независимость

После переговоров в Сочи между президентом России Владимиром Путиным и президентом Армении Робертом Кочаряном стало известно, что крупные российские компании увеличат инвестиции в Армении, сообщает спецкор Bakililar.AZ в Москве

«Сегодня объем накопленных инвестиций России в Армении составляет 800 млн. долларов», – заявил Владимир Путин.

«Но три российские компании – «Вымпелком», РУСАЛ, «Газпром» – планируют и уже проводят инвестиции. Это все удвоит объем инвестиций и в самое ближайшее время он достигнет 1,5 млрд. долларов», – заявил президент России.

С первого взгляда может показаться, что Россия оказывает Армении полную экономическую поддержку. Сумма инвестиций, обнародованная Путиным, применительно к столь небольшой стране, как Армения, вроде бы большая. Но в этом деле есть ряд тонкостей, которые кардинально меняют картину происходящего.

Начнем с того, что сумма – 800 млн. долларов складывается из накопленных инвестиций разных лет, сделанных в Армении российскими компаниями. Отсчет этого ведется с 1988 года. Путем несложных подсчетов легко установить, что средние ежегодные инвестиции в Армению составляли примерно 45 млн. долларов.

Разумеется, что сумма 1,5 млрд. долларов в таких условиях также означает накопленные инвестиции. По заявлению Путина, российские компании должны будут вложить дополнительно еще около 700 млн. долларов в армянскую экономику. Но если это будет делаться темпами примерно 45 млн. долларов в год, то достижение такого объема накопленных российских инвестиций произойдет не раньше 2022 года. Но это если бы не одна единственная сделка, – а именно, трансакция «Вымпелкома».

490 миллионов долларов из примерно 700 миллионов упомянутых новых инвестиций приходится на долю именно «Вымпелкома». И это вовсе не действительные инвестиции в строгом смысле этого слова, которые могут что-то улучшить в экономике Армении, а всего лишь перекупка акций “АрменТела” у греческой компании ОТЕ. То есть, никаких новых рабочих мест не откроется и реального увеличения экономики Армении в итоге не произойдет. Просто старые греческие инвестиции в одночасье превратились в новые российские.

В общем и целом, если судить по цифрам, а не по пропаганде большой дружбы между Россией и Арменией, ситуация в экономическом сотрудничестве двух стран не выглядит особенно хорошей. Динамика инвестиций не впечатляет. Но если рассмотреть российские инвестиции в Армению с точки зрения отраслей, куда они поступают, и перечислить основных инвесторов, то положение станет еще более интересным.

В Армении насчитывается 536 российско-армянских совместных предприятий, которые работают практически во всех сферах экономики. Значительная часть из них или не работает, или осталась на бумаге. Хотя некоторые предприятия оказались вполне успешными, тем не менее, их объединяет две общие черты: партнер с российской стороны зачастую является армянским бизнесменом, и создаваемые предприятия очень небольшие.

Например, в 2003 году было создано совместное предприятие на базе Аштаракского НИИ радиофизики и электроники и российского ЗАО «Росавиаспецкомплект». Последнее предприятие входит в группу «Международный бизнес-центр», которым руководит Хачатур Захарян. Группа производит алмазный инструмент на заводах в Армении и занимается строительством в Ереване. По большому счету, статус российско-армянского предприятия здесь только формальный.

Некоторые компании остались еще с советских времен. Пример подобного предприятия – ЗАО «Армения-Лада», основанного еще в 1986 году, для обеспечения техобслуживания автомобилей Волжского автозавода в Армении.

Но самая интересная категория совместных предприятий – это предприятия, созданные крупными российскими компаниями: «АрмРосГазпром», «Арменал», «АрменТел», «Электрические сети Армении». Здесь действительно есть российско-армянское экономическое партнерство, поскольку российские партнеры – это действительно российский бизнес, а не армянские предприниматели в России. И потом, это наиболее крупные инвесторы в армянскую экономику.

Путин, в своей речи, особенно отметил роль этих крупных инвесторов: ОАО «Газпром», «Русал», и ЗАО «Вымпелком».

Работа этих компаний охватывает все наиболее важные и наиболее крупные отрасли армянской экономики. Совместное предприятие «АрмРосгазпром» поставляет и продает природный газ, владеет газопроводами, подземными газохранилищами и даже одним энергоблоком Разданской ГРЭС.

«Арменал», созданный алюминиевой компанией «Русал» в 2000 году на базе Канакерского алюминиевого завода, производит примерно 25 тысяч тонн алюминиевой фольги в год. «Электрические сети Армении» обеспечивают генерацию и распределение электроэнергии. «АрменТел» поставляет услуги сотовой связи.

Это крупные предприятия, в которое вложено много денег. С 2000 года «Русал» вложил в модернизацию производства фольги на «Арменале» 70 млн. долларов. Большие инвестиции осуществлял «Газпром». Но если посмотреть внимательнее, то виден один нюанс, который позволяет посмотреть на эту российскую активность в Армении совсем другими глазами.

Практически все перечисленные предприятия являются российской собственностью полностью или на значительную часть. Это наиболее существенная особенность российско-армянского экономического сотрудничества. В сфере крупных инвестиционных проектов выходит так, что предприятие переходит в собственность российской компании, а потом уже делаются вложения. К примеру, «АрмРосгазпром» только на 45% принадлежит правительству Армении, тогда как 45% принадлежат ОАО «Газпром», а 10% – другой российской компании ЗАО «Итера». «АрменТел» на 90% принадлежит ЗАО «Вымпелком», которое купила пакет акций у греческой компании. Разданская ГРЭС и вовсе передана России в собственность за долги.

Меньшей долей владеет «Русал» в «Арменале» – 26% акций, но и здесь российская компания имеет блокпакет, и является совладельцем предприятия. «Электрические сети Армении», которые являются собственностью компании Midland Resources Holding Ltd, теперь переуступлены путем передачи акций в управление российской компании Interenergo B.V. (60% акций которой принадлежат РАО «ЕЭС России»).

По существу дела, нужно сказать, что речь идет в основном не о российских инвестициях в Армению, а об инвестициях в российские активы в Армении. Развитие сотрудничества идет рука об руку со скупкой наиболее ценных предприятий. Это привело к тому, что Армения, как государство, или армянский бизнес не контролируют основных и наиболее важных сфер экономики.

В свете названных обстоятельств, заявление президентов России и Армении о развитии инвестиций нужно, вероятно, понимать следующим образом: будет продолжена политика продажи российским компаниям тех предприятий, которые представляют собой хоть какую-то ценность, на которые раньше внимания не обращалось. Компании-покупатели сделают небольшие инвестиции в развитие своих новых активов, – небольшие и по армянским меркам, но совсем ничтожные по сравнению с другими инвестиционными проектами.

При такой политике армяне имеют хорошие шансы дожить до тех невеселых времен, когда иностранные предприниматели будут продавать и покупать бизнес их страны оптом и в розницу, решать когда развивать производство, а когда остановить, разрешать или блокировать транзит товаров, а самим армянам можно будет лишь взирать на это со стороны.

Вообще, армянский подход к делу вызывает ряд вопросов, в том числе и главный: для чего такое “сотрудничество”, если все стратегические бизнесы продаются иностранным инвесторам, причем из одной страны?

Если не будет предпринято ничего радикального для придания обратного направления этой тенденции, то скоро независимость Армении превратится в чисто номинальную и по реальным возможностям эта страна будет мало отличаться от, например, Татарстана, имеющего статус автономии в составе РФ.

Как бы это парадоксально не звучало, если Армения хочет сохранить независимость, ей необходимо научиться жить в мире со своими соседями, отказаться от территориальных претензий к Азербайджану, Грузии, Турции, диверсифицировать источники энергии, стать частью транскавказских транспортных коммуникаций и экономического пространства.

Причем, делать это нужно как можно быстрее, так как сейчас момент закладывания фундамента инфраструктуры будущего региона и если шанс будет упущен, то снова включать Армению в общую систему может оказаться невозможным.