Армения готова к отношениям с Турцией без предусловий

«Когда Серж Саргсян начал «футбольную дипломатию»,  он заявил, что в случае отказа Турции  и провала протоколов  Армения «знает, что нужно сделать».

Как передает AZE.az.  стали известны некоторые подробности встречи Сержа Саргсяна с аналитиками американского центра «Карнеги». Эта встреча была в закрытом режиме, то есть, согласно договоренности между участниками, что ничего не будет записываться и публиковаться. Тем не менее, как сообщает «Голос Америки», Серж Саргсян на этой встрече заявил, что Армения готова к отношениям с Турцией без предусловий, если Анкара ратифицирует армяно-турецкие протоколы.

Армянские СМИ широко комментируют эту новость. Так, Первый информационный пишет о том, что   речь идет о тех протоколах, в связи с которыми Серж Саргсян говорил Турции с трибуны ООН: «Катитесь к черту, не хотите – не ратифицируйте!». «Фактически, после всего этого Армения еще готова строить вокруг этих протоколов армяно-турецкие отношения. Действительно, завидная последовательность, но также немного странная», – отмечает издание.

«Подобная последовательность свидетельствует о том, что армяно-турецкие отношения для Армении являются самоцелью, и для этого Ереван то может послать «к черту» Турцию, то ждать, что турки ратифицируют эти протоколы. Не исключено, конечно, что Серж Саргсян, возможно, сейчас считает удобным моментом для того, чтобы отправить мессидж Турции относительно готовности к отношениям, которая сейчас находится в довольно сложной ситуации, перед серьезной курдской проблемой, в условиях геополитических вызовов, и может подумать о том, чтобы посредством отношений с Арменией ослабить международное бремя на своих плечах».

Издание полагает, что   Ереван, судя по всему, имеет подобные ожидания или расчеты, и представляет, что, таким образом, сможет ослабить напряженность в направлении Карабахской проблемы, приводя Турцию в определенное положительное поле отношений, и ослабляя или открывая хотя бы одну «створку»» тыла Азербайджана.

«Конечно, не исключено, что это вовсе не расчеты Еревана, что это подсказали, скажем, в ходе американского визита Сержа Саргсяна, например, во время короткой беседы с Обамой, и когда, по официальному сообщению, обсуждали «вопросы общеармянского значения». Не исключено, что Штаты, пытаясь начать какой-то армяно-турецкий процесс, ожидают вбить «клин» в треугольник Россия-Турция-Азербайджан, который пытается прийти к стратегическим соглашениям, чтобы не допустить увеличения присутствия Запада на Кавказе, в то же время, чтобы предотвратить региональный эффект урегулирования отношений Иран-Запад, а также возрастание региональной роли Ирана».

С другой стороны, именно в рамках стремлений и усилий стратегического соглашения этой тройки Россия-Турция-Азербайджан, вероятно, Саргсяну относительно смягчения жесткого отношения к Турции посылает мессиджи Путин, рассматривая этот процесс частью пакета договоренности с Турцией, используя свое влияние на Армению. В конце концов, «футбольная дипломатия» тоже началась с Москвы, где в ходе своего визита Серж Саргсян заявил о намерении пригласить Гюля на футбол. Сейчас из США заявляют о готовности к отношениям, если Турция ратифицирует протоколы.

Но, вероятно, во всем этом нет никакого геополитического следа, а всего лишь проявляется пустота идеологического и сценарного арсенала в связи с армяно-турецкой проблемой. То есть, по сути, нечего сказать, кроме как, либо усиливать акценты и требования по случаю 100-летия «геноцида», но, конечно, вовсе так и не уточнив до конца предмет и рамки требований, либо после годовщины   вернуться к стандартным формулировкам относительно протоколов, что «мы готовы, если они ратифицируют», пишет портал.

Между тем, вне этих стандартов, один из которых имеет биографию нескольких десятков лет, а другой – половины десятка лет, имеет ли Армения какие-нибудь другие идеи насчет какой-либо политической инициативы, процесса, перспективы в армяно-турецком направлении? Возможно, Армения считает, что это ей не нужно.  

Когда Серж Саргсян начал «футбольную дипломатию»,  он заявил, что в случае отказа Турции, и провала протоколов, Армения знает, что нужно сделать. Но, как видно, Армения не знает, что делать, или думает, что, по большому счету, ничего не должна делать. Во всяком случае, сейчас именно такая ситуация, и Армения по части армяно-турецких отношений не делает ничего. «Неужели это такое неважное направление, особенно, когда в настоящее время стало заметно, насколько усердно пытаются прийти к соглашению Россия и Турция, конечно, с участием Азербайджана. Или же Армении поручено из Москвы своими лишними шагами не ставить под угрозу российско-турецкие отношения», – пишет издание.

«В конце концов, вне всяких сомнений Турция в числе мотивов отношений с Россией в первую очередь рассматривает сдерживание Армении, используя огромное влияние Москвы на Ереван. И когда мы рассматриваем опасные процессы в регионе, которые привели к росту напряженности на Карабахском фронте, становится очевидно, что армяно-турецкие отношения для Армении могут стать одним из тех направлений, которым Ереван может попытаться обеспечить в регионе необходимое для себя политическое равновесие, не допуская одностороннего процесса РФ-Турция-Азербайджан».