В Армении продолжают строить самые радужные планы в связи с развитием связей с Ираном. Договоренности по ядерной программе Ирана и ликвидация ряда санкций против ИРИ создает возможности для укрепления и расширения экономического сотрудничества Армении с соседней дружественной страной.
Как передает AZE.az, об этом на пресс-конференции заявил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. Договоренности вокруг иранской ядерной программе Налбандян считает самым значительным достижением в международной дипломатии. "Безусловно, нас не могут не радовать договоренности вокруг важного для дружественного Ирана вопросам", – заявил он. Налбандян отметил, что Иран является страной, которая уважает культурное наследие армян и где есть большая армянская община. "В Иране наши церкви и памятники восстанавливаются, включаются в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Армянская община пользуется большим уважением и чувствует себя защищенной в этой стране. Все это взаимно, та же ситуация наблюдается и в Армении", – заявил министр.
Он добавил, что обе страны заинтересованы в принятии всего необходимого для еще большего развития двусторонних отношений. Налбандян также отметил, что Иран заинтересован в скорейшем решении нагорно-карабахской проблемы, и Армения ценит сбалансированную и конструктивную позицию Ирана в этом вопросе.
Наверное, для страны, которая именует себя исламской республикой, такая похвала его "сбалансированной и конструктивной" позиции в отношении нагорно-карабахского конфликта со стороны Армении, то есть государства, захватившего 20% территории мусульманского Азербайджана и осуществившего "этническую чистку" сначала на своей, а затем и на чужой оккупированной территории, не должна бы звучать априори, пишет echo.az. Только вот вряд ли кто-либо на Южном Кавказе испытывает сильные иллюзии насчет реальной политики Ирана в регионе. И тем более неудивительно, что в Армении строят весьма пышные и весьма радужные планы в отношении развития связей с ИРИ.
Армянское экспертное сообщество изучает идею превращения Армении в "Гонконг" для Ирана – как пишет Iran.ru, подобное мнение первым выразил известный российско-армянский предприниматель, руководитель и контролирующий акционер инвестиционной компании "Тройка Диалог" Рубен Варданян.
По его мнению, Армения имеет все необходимые возможности, чтобы стать для Ирана "Гонконгом" в деле сотрудничества с Европой после снятия санкций. Согласно материалу, заведующий кафедрой иранистики в Ереванском государственном университете Вардан Восканян отметил, что Армения является связывающим звеном между Ираном и Европой, а также Ираном и Россией, с которыми у него не столь доверительные отношения, как с Арменией.
Кроме того, следует учитывать тот факт, что Армения является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также имеет особые торговые отношения с Европой. Это может дать Ирану дополнительные возможности для торговли, передает СМИ.
Как отмечает Iran.ru, востоковед также подчеркнул наличие опытных иранистов в Армении, которые могут консультировать иностранцев в вопросах отношений с Ираном. Также Армения может создать возможности для развития туристической сферы через свою территорию. Словом, "планов громадье". Правда, пока что в сфере экономического сотрудничества между Арменией и Ираном продвинуться дальше многообещающих заявлений, амбициозных планов и "протоколов о намерениях" не получается.
Более того, эксперты предупреждают: в реальности товарооборот между Арменией и Ираном может в ближайшее время "обвалиться". Во-первых, Армения, напомним еще раз, переживает экономический спад. А во-вторых, эта страна в течение долгих лет использовалась Ираном как "лазейка" для обхода международных санкций.
Теперь, когда нужды в "обходном коридоре" как бы нет, интерес Ирана к Армении пойдет на убыль. Тем более вряд ли можно считать привлекательным фактором членство Армении в ЕАЭС – хотя бы потому, что общих границ с "евразийским пространством" у Армении нет и не предвидится. Словом, сотрудничество Армении с Ираном, судя по всему, останется прежде всего политическим, и оглашенная Налбандяном двусмысленная похвала в адрес Тегерана показывает, против кого собираются дружить эти два государства.
Однако на этом фоне, как отмечает "Лрагир", министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян прокомментировал заявление представителя Ирана о готовности к посредничеству по карабахской проблеме.
Министр сказал, что Армения высоко ценит сбалансированную позицию Ирана, но вот насчет посредничества ИРИ как такового не высказался, заметив только (вполне в стиле привычной "дипломатии доносов"), что урегулирование не продвигается не из-за плохой работы посредников, а потому, что такой-сякой Баку не демонстрирует воли к урегулированию. Армянскому министру, конечно, надо бы напомнить, что в реальности волю к урегулированию должна проявить Армения. И для начала вывести войска с чужих оккупированных земель. Но на такие "вольности" господин Налбандян не решается даже мысленно.
Тем более об этом не заикается "Лрагир", издание с куда большим рвением рассуждает о другом: "Фактически, официальный Ереван вежливо отклонил инициативу Ирана. Правда, не ясно, как представляет себе Иран урегулирование. Скорее, предложение прозвучало как заявка на повышение роли Ирана в регионе после снятия санкций. А это не может не касаться карабахской проблемы…" По мнению издания, "если б Ереван принял посредничество Ирана, это означало бы некий отказ от формата Минской группы, что уже пытается сделать Азербайджан. На днях Ильхам Алиев раскритиковал Минскую группу, заявив, что она хочет не урегулирования, а заморозки конфликта.
В этом контексте позицию Армении в отношении инициативы Тегерана можно считать оптимальной". И вообще, по мнению газеты, "отношения Иран-Азербайджан получают особую значимость. На Иран может быть возложена задача "опущения на землю" Баку, который потерял чувство реальности от нефтедолларов, тем самым способствуя снижению агрессивного потенциала Баку.
Есть целый ряд особенностей, которые способствуют повышению потенциала Ирана в этом вопросе". Словом, эксперты "Лрагир" вновь подтверждают: во-первых, Армения слишком вольготно чувствует себя на фоне аморфной Минской группы и ничего не хочет здесь менять. А во-вторых, Иран здесь открыто рассматривают как своего союзника в противостоянии с Азербайджаном.
Другое дело, что тот же Налбандян сделал еще одно примечательное заявление. По словам армянского министра, попытки Баку использовать религиозный фактор, особенно в нынешних условиях, чрезвычайно опасны. Пожаловавшись, что в Азербайджане "обвинили сопредседателей в исламофобии", Налбандян изрек: "Надо осознать, что использование религиозного фактора, особенно в нынешних условиях, чрезвычайно опасно. Такие попытки и раньше были, но на это раз они прямо обвиняют страны – сопредседатели".
О том, что Армения весьма активно играла и играет на том самом религиозном факторе, "главный армянский дипломат" благоразумно умолчал.
Однако весьма прохладное отношение к иранскому посредничеству не оставляет сомнений: в Армении отдают себе отчет, что демонстративная дружба с Ираном не совпадет с выгодным имиджем "многострадальной христианской страны". А значит, дружить с Тегераном здесь будут, но при помощи "подковерных технологий".