Армения замерла в ожидании «иранского паровоза»

Реальных шансов на строительство железной дороги Иран-Армения немного.

Как сообщает AZE.az, родиной выражения "показать морковку" считаются США, пишет echo.az. Наиболее благозвучное его значение – "заинтересовать". Вернее, ради собственной выгоды посулить кому-то золотые горы и молочные реки в кисельных берегах. Иногда эти обещания и надежды сбываются, иногда – нет.

Но бывает, что впечатляющую "морковку" демонстрируют целой стране – прекрасно понимая, что обернется эта самая "морковка" в лучшем случае ничем.

Вот и в Армении власти и политический истеблишмент периодически обещает избирателям очередную "морковку". Вначале надежды возлагались на диаспору, которая – и в этом в Ереване не сомневались – ну просто была обязана залить своих соотечественников "золотым дождем". Когда надежды на "спюрк" так и остались надеждами, следующей "общенациональной мечтой" стал "армяно-турецкий диалог" в его армянской интерпретации.

В Ереване с упоением строили планы, что если не сегодня и не завтра, то во всяком случае на будущей неделе Турция "покается за геноцид", откроет границу, выплатит Армении "компенсацию", и тогда…Затем главной мечтой стало подписание ассоциативного соглашения с ЕС в рамках "Восточного партнерства", точнее, надежды, что Армению после этого поддержит Европа.

Следующей "морковкой" было вступление в ЕАЭС. "В промежутках" Армении предрекали небывалые результаты от огранки алмазов и развития IT-технологий, обещали превратить эту страну в "мировой финансовый центр" и "второй Сингапур"…

А в реальности, как сообщает радио "Свобода", заместитель председателя Центробанка Армении Нерсес Ерицян заявил в парламенте, что золотые резервы Армении равны нулю. Он, правда, старательно излагал депутатам теорию, согласно которой, существующая структура резервов позволяет ЦБ достичь поставленных целей – обеспечить достаточный уровень надежности и прибыльности резервов, и вообще, дескать, осуществлять инвестиции в ресурс, "имеющий меньшую или колеблющуюся прибыльность", нет смысла, так как это может создать проблему ликвидности для ЦБ, и в настоящее время "неправильно было бы покупать золото на международных рынках", но вышло как-то неубедительно.

Теперь размеры "морковки" куда скромнее. Едва ли не главной надеждой Армении объявлена… железная дорога, которая должна соединить эту страну с Ираном. Строительство армяно-иранской железной дороги может иметь политически благоприятное воздействие на Армению: это может вывести страну из блокады, заявила журналистам ирановед Гоар Искандарян. "Строительство этой железной дороги – блестящая инициатива. Это позволит Армении присоединиться к транс-иранской железной дороге, что откроет доступ страны к океану", – отметила эксперт, добавив, что если к проекту удастся привлечь Грузию, то можно будет обеспечить всю цепочку.

В противном случае в сотрудничестве с Россией Иран может использовать Каспийское море. Как сообщает "Арменпресс", по словам Гоар Искандарян, строительство ГЭС в Мегри тоже входит в рамки сотрудничества между Ираном и Арменией.

Только вот на самом ли деле эта самая железная дорога Иран-Армения откроет перед жителями Еревана, Гюмри, Ванадзора двери в рай? Да, броские фразы типа "вывести страну из блокады", "открыть доступ к океану" и т.д. звучат весьма эффектно. Только вот…насколько отражают реальное положение дел? Заученные стенания по поводу "блокады" звучат в Армении уже четверть века, но эта страна имеет вполне "работающую" границу и железнодорожную связь с Грузией, у которой тоже есть выход в море.

Словом, любому экономисту ясно: дело не в "блокаде", а в отсутствии нормальных отношений с экономическими лидерами региона – Турцией и Азербайджаном, и здесь дорога в Иран поможет мало. Но самое главное, нет ясности, будет ли армяно-иранская железная дорога построена вообще. Потому как пока что никто не взялся профинансировать проект. Представители Ирана высказываются о новой дороге весьма благожелательно, однако тут же добавляют: надо, мол, решить, кто будет финансировать строительство.

"В переводе": Иран не намерен вкладывать ни одного доллара, ну или реала, в строительство "дороги в никуда". У самой Армении средств на такой проект просто нет. Серьезные надежды в Ереване возлагались и возлагаются на инвесторов из Китая. В сентябре нынешнего года премьер-министр Армении Овик Абраамян совершил визит в КНР, где принимал участие в работе Евразийского экономического форума.

И за время его визита в Пекине прозвучало немало заявлений, которые в Армении получили однозначную трактовку: Китай проявил интерес к строительству дороги Иран-Армения! Как радостно сообщал EADaily, Китай заинтересован в строительстве железной дороги Иран-Армения, заявил премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в ходе встречи со своим армянским коллегой Овиком Абрамяном – об этом сообщили EADaily в пресс-службе правительства Армении.

Как отмечается, премьер-министры двух стран во время беседы отметили важность укрепления дальнейшего сотрудничества, реализации конкретных совместных программ в сферах развития инфраструктур, энергетики, транспорта, химической промышленности, сельского хозяйства, туризма, науки, образования, культуры, гражданской авиации.

В этом контексте была подчеркнута важность результативной деятельности Армяно-Китайской совместной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Премьер-министр Армении с удовлетворением отметил, что в последние годы зафиксирован прогресс в торгово-экономических отношениях между двумя странами, и ощутимо вырос товарооборот (более полумиллиарда долларов). Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, в свою очередь, подчеркнул, что во всех сферах, как в политической, так и в экономической и гуманитарной, существует результативное сотрудничество, и Китай готов углублять и укреплять его.

Премьер-министры Армении и Китая также детально обсудили инвестиционные программы строительства железной дороги Иран-Армения, дорожного коридора Север-Юг. Премьер Госсовета Китая подтвердил заинтересованность китайской стороны в этом вопросе. Он выразил готовность осуществлять в Армении совместные программы в сфере развития инфраструктур, в промышленной, гуманитарной и других областях.

Сам Абрамян полон оптимизма. Выступая на Евразийском экономическом форуме, он заявил:"Мы рассматриваем вопрос возможного участия китайских компаний в строительстве транспортного коридора "Север-Юг", а также железной дороги, связывающей Армению и Иран, которая может обеспечить нам выход в Центральную Азию и Китай", – сказал он. "Таким образом Армения еще раз выражает готовность активно участвовать в создании нового Шелкового пути".

Но вот готов ли Китай вложить конкретные средства в этот проект, пока что неясно. Потому как "заинтересованность китайской стороны в этом вопросе" – это "да, было бы неплохо, если бы такая дорога существовала", но не более того. А вот готовность вложить конкретные средства в строительство – уже другое.

И тут уж не следует забывать, как "Южно-Кавказские железные дороги", "дочка" "Российских железных дорог", которым принадлежит вся железнодорожная сеть Армении, вначале вроде бы рассматривали проект, но теперь руководство ЮКЖД однозначно заявило: здесь не видят экономического смысла в строительстве этой магистрали.

Что более чем понятно: у Ирана и Армении неплохие связи в политике, в военной сфере, в сотрудничестве спецслужб, но вот подвести под эти политические отношения должный экономический базис никак не получается. А значит, нет ясности, что по этой новой дороге предстоит возить, чтобы оправдать ее строительство.

Более того, одновременно РЖД проявляет явный интерес к строительству железной дороги, которая должна соединить Иран и Азербайджан – с последующим выходом на железнодорожную сеть России. Здесь уже прямая и осязаемая выгода. У Азербайджана прямое железнодорожное сообщение и с Грузией, и с самой Россией, теперь, когда уже завершается строительство железной дороги Карс-Ахалкалаки, появляется выход на железные дороги Турции, развиваются паромные перевозки с Центральной Азией – словом, возникает узловой транспортный хаб, который даже неудобно сравнивать с "тупиковой" и "зажатой" Арменией.

А это значит, что у очередной "морковки", которую усиленно демонстрируют ереванским обывателям, вряд ли есть шанс оправдать возлагаемые на нее надежды.