Количество погибших в армянской армии в результате инцидентов, не связанных с боевыми действиями, выросло до 15 человек.
Гибель четырех армянских военнослужащих в Карабахе в результате перестрелки между армянскими солдатами в ночь с 19 на 20 ноября спровоцировала новый виток полемики об уровне прозрачности и дисциплины в армянской армии.
Напомним, около полуночи в ночь с 19 на 20 ноября к югу от линии фронта в результате стычки между военнослужащими были убиты четверо призывников в возрасте от 19 до 20 лет и еще четверо получили ранения. Министерство обороны РА опубликовало имена убитых и раненых в этом инциденте, но никаких подробностей не сообщало.
По сообщению следователей Минобороны Армении, главный подозреваемый в убийстве, военнослужащий из той же части, что и погибшие, находится под арестом. В зависимости от предъявленных обвинений этому человеку, имя которого не разглашается, грозит пожизненное заключение либо тюремное заключение сроком от восьми до пятнадцати лет.
Данному инциденту предшествовало убийство 19 ноября 23-летнего сержанта из части, расквартированной в Гегаркуникской области на севере Армении. По данному факту было возбуждено уголовное дело, 21 ноября по обвинению в предумышленном убийстве были арестованы два человека.
Из 15 случаев гибели военнослужащих в небоевой обстановке, зафиксированных в армянской армии с июля по ноябрь текущего года, два были официально квалифицированы как самоубийство.
После первого инцидента в июле, когда погибло пятеро человек, общество стало требовать от Министерства обороны Армении разобраться с подобными фактами.
Министерство сместило с должности ряд чиновников высокого ранга и пообещало положить конец насилию, но, по мнению ряда правозащитников, власти должны делать больше.
По мнению председателя Хельсинкского комитета Армении Аветика Ишханяна, последние инциденты являются признаком того, что армия становится «неконтролируемой».
«После последних случаев власти наконец стали предпринимать некоторые шаги, но эти шаги не дают результатов, потому что либо они только делают вид, что принимают какие-то меры, во что мне не хочется верить, либо ситуация уже настолько плоха, что стала неконтролируемой», – говорит армянский правозащитник.
Согласно официальным статистическим данным, количество инцидентов со смертельным исходом в небоевой обстановке в армянской армии сократилось с 2005 года приблизительно на 30 процентов, сообщает AZE.az со ссылкой на армянские СМИ.
По словам же другого правозащитника, эта информация не дает полной картины. Руководитель Ванадзорского отделения правозащитной организации «Хельсинкская гражданская ассамблея» Артур Сакунц приводит данные исследования, проведенного его неправительственной организацией, согласно которым в результате подобных инцидентов в этом году погибло 26 военнослужащих.
По словам правозащитника, Минобороны само сообщило лишь об 11 из вышеприведенных 34 случаев. Что касается остальных 23 инцидентов, то министерство лишь реагировало на сообщения, уже ставшие достоянием гласности. «Министерство обороны – это закрытая система, и мы зачастую многого не знаем о том, что там происходит, – говорит Артур Сакунц. – Если бы не активная позиция граждан, мы бы о тех 23 случаях ничего бы не узнали».
По словам же одного представителя армянского оборонного ведомства, «армия открыта настолько, насколько позволяет национальная безопасность».
«Идет реформирование, и для того, чтобы стали ощутимы результаты, требуется время», – говорит заместитель руководителя юридического отдела политического управления министерства обороны Армении Александр Аветисян, курирующий вопросы реформы в армии.
Волна критики в адрес условий, в которых несут службу военнослужащие армянской армии, еще больше усилилась в сентябре после появления на сайте YouTube видеокадров со сценами избиения и издевательства офицера над своими подчиненными. Участники кампаний, организованных в социальной сети Facebook против армии и ее командиров, потребовали снять с занимаемой должности в связи с данными фактами министра обороны Сейрана Оганяна. Президент же Саргсян, выступая в прошлом месяце, заявил, что призывающие отправить Оганяна в отставку «пытаются заработать за счет армии политические дивиденды».