Армянская национальная идея – вперед в … прошлое?

AZE.az публикует статью ведущего научного сотрудника Центра Стратегических
Исследований при Президенте Азербайджанской Республики Гюндуза Шабанова.

В философии понятие национальная идея определеяется как цель и смысл бытия этноса -народа,нации в настоящем и будущем,с учетом прошлого исторического опыта и опыта других народов. Таким образом, национальная идея являясь стратегией выживания, процветания и развития в настоящем и будущем , объединяет народ независимо от личных убеждений и идеологий, партий и движений, а также социальных сословий.

Не одна нация не может существовать без национальной идеи. Ведь это ориентир, который должен не позволить народ зайти в тупик, кровавое противостояние с другими народами. Национальная идея должна меняться с течением времени, когда перед нацией открываются новые перспективы и возможности , возникают новые угрозы,обусловленные внутренними или внешними факторами. История показыает, что национальная идея, построенная на вражде и противостоянии с другими народами, проповедующая экспонсионизм неизбежно приводит к поражению и катастрофе. Пример поверженных во Второй мировой войне Японии и Германии должен отрезвить горячие головы, которые ведут свои народы в священный бой с другими, не имеет значение за землю, за веру, либо за ту или иную идею. В новейшей мировой истории национальную идею построенную на расширении жизненного пространства и построения «Великой» страны исповедовали державы, входящие в ось (Германия, Италия, Япония, Болгария и Румыния), а сегодня их примеру следует Армения. Ведущие страны этой оси почувствавали на себе горечь поражения и в корне трансформировали свои национальные идеи, выбрав приоритетом универсальные ценности как демократия, экономическое развитие, либерализм и мирное сосушествование с соседями, что обеспечило им долгосрочное процветание и безопасность. Что же касается Армении, видимо элита этой страны не делает выводов из истории и ждет краха, который неизбежен в случае если национальная идея армянства будет посторена на мести за мифические прошлые обиды и расширении своих земель за счет сформировавшихся и признанных в своих границах мировым сообществом государств.

Для того, чтобы понять насколько губительна исповедуемая армянами национальная идея для самих армян и их соседей рассмотрим историю формирования и суть той самой национальной идеи.

Что такое армянский вопрос? Месть за “геноцид”, и плачь по утраченным землям

Несмотря на то, что исторически армянский вопрос рассматривался как аспект в процессе расчленения Османской империи, вот как определяют это понятие армянские источники. Армянский вопрос – комплекс проблем политической истории армянского народа, связанных с его стремлением к воссозданию суверенной государственности на своей исторической территории, национальной консолидации, направленной на достижение этих целей национально-освободительной борьбой. Возникновение Армянского вопроса предопределено утерей Арменией национальной государственности. http://www.genocide.ru/enc/arm-question.htm

Оказывается с созданием государственности армяне не добились главной цели национально-освободительной войны. Чего же еще хотят идеологи армянской национальной идеи? Для начала определимся с термином национально-освободительная война. Что подразумевается под этим понятием? Исконный смысл этого понятия заключается в организованном выступлении определённых этнических обществ, живущих в некоторой империи, за организацию собственных национальных государств, отделённых от метрополии. Однако ввиду того, что в современном мире империй не существует, как показывают события последних лет, этот термин чаще всего используется для оправдания различного рода масштабных преступлений против человечества, связанных с межнациональной ненавистью. Не исключение здесь и действия армянской строны, связанные с претворением в жизнь так называемой армянской национальной идеи – механизмами реализации которой составляют террор и насилие.

Искусственно созданный армянский вопрос стал составной частью Восточного вопроса, и занял определенное место в геополитике великих держав на Ближнего Востоке, их борьбе за сферы влияния в Османской империи и раздел ее владений. Армянский вопрос как термин вошел в обиход дипломатии и исторической литературе после русско-турецкой войны 1877—78. К середине ХIХ в. крупнейшее на Ближнем Востоке государство — Османская империя, стала объектом острой конкурентной борьбы между ведущими державами Европы. Руководствуясь собственными интересами и не желая допускать политического или экономического преобладания соперников в Османской империи, каждая из держав прикрывала экспансионистскую политику в отношении Турции защитой интересов порабощенных народов.

Армянский вопрос как разменная монета

Подъем армянского национализма берет свое начало с середины XIX в. До этого, на протяжении длительного времени армяне были лишены собственной государственности и в этих условиях единственной организацией, сплачивающей армян и выражающая их интересы, была армянская григорианская церковь. Этим и объясняется ее традиционная политическая активность и участие в формировании государственной политики. В целом до XIX в. Армяне были достаточно инертным и разобщенным народом. Все изменилось с приходом России в Закавказье. Это дало мощный стимул и новые надежды националистически настроенным армянам и их организациям. Данным обстоятельством активно пользовалась российская дипломатия, поддерживавшая создание таких организаций во всем мире с целью их дальнейшего использования в своих интересах. Данные организации, нередко носившие экстремистский характер, взаимодействуя с армянской церковью, и интеллигенцией навязали своему народу идею воссоздания «Великой Армении от моря до моря». Характерно, что борьба армян не охватывала границы Российской империи. Поэтому российские власти считали армян аполитичным, благодарным, и поэтому благонадежным народом, чем имеющих недавнее государственное прошлое и очевидные амбиции азербайджанцев и грузин.

Несмотря на отдельные предостережения, как высказывания А.Грибоедова, в письме русскому императору: «Ваше превосходительство, не разрешайте поселение армян на центральных русских землях. Они из такого племени, что, прожив несколько десятков лет, начнут кричать на весь мир, что это земля их отцов и прадедов», российские власти в Закавказье делали ставку именно на них.

К концу XIX в. армянский национализм уже приобрел основные черты, характерные для него и сейчас. В тот период армяне представляли собой нацию, в которой активно развивалась национальная буржуазия. Именно она, при практическом отсутствии почти уничтоженного в предыдущие века армянского дворянства, возглавила свой народ, что,среди прочего, отразилось и на формах армянского национализма, напрочь лишенного дворянского благородства. Эта черта армянского национализма берет свое начало именно в описываемую эпоху, когда большая часть армян, успевшая почти забыть о своей древней истории и культуре, вдруг обнаружили, что у них все это было и они вполне способны потягаться всем этим со своими соседями, не соблюдая при этом никакие моральные границы. Армянская буржуазия представляла собой недавно разбогатевших провинциалов, пытающихся получить современное образование. При этом у них был развит комплекс неполноценности и зависти к своим соседям – азербайджанцам, грузинам и туркам.

Психологическая наука говорит, что комплекс неполноценности, это вовсе не антипод комплекса превосходства, а только его обратная сторона. Ведь комплекс превосходства часто является ответной, защитной реакцией на комплекс неполноценности и искусственно насаждается целью реваншизма. Вот где кроются корни присущей армянскому национализму чувство собственного величия и исключительности, а также ненависть к тюркам, которых они называют дикими кочевниками. Раз дикий, значит не в состоянии созидать. Раз не в состоянии созидать, то, все что создано на протяжении веков человеческими руками являются наследием армянской культуры. Иногда высокомерие доходит до анекдотического уровня, когда армяне на полном серьезе занимаются поиском армянских корней различных великих личностей мировой истории, начиная с Суворова, кончая Спартаком.

Армянский вопрос актуализировался с началом Первой мировой войны. Царская Россия и страны Антанты натравливали армян против Турции. Перед Первой мировой войной турецкие армяне – подданные Османской Империи создали добровольческие батальоны, которые воевали в российской армии, т.е. граждане Турции выступали на враждебной стороне. А империалистические страны подбивали армян создать Великую Армению. Для ее создания нужно было изменить соотношение населения на территории Турции, где проживали армяне. Поэтому армяне устраивали резню против мусульман. Даже российские царские военные суды признали этот факт. Хотя царская армия использовала армян против турок, они ужасались от того, что творили армянские дружины. Из-за этого много армянских офицеров было приговорено к смертной казни. После этого турецкая власть решила депортировать армян из тыловых частей на юг государства. И здесь уместно напомнить, что организатором выступления армян и открытия ими второго фронта против турецких войск были Англия и Франция, которые хотели разделить Турцию ради геополитического господства в этом регионе мира. Их тактика была – разделяй и властвуй, поэтому суть армянского вопроса лежит не между армянами и их соседями, а между супердержавами, имеющими в регионе свои геополитические и геоэкономические интересы. А дашнаки и армянские дружины были лишь инструментом в их большой игре.

Один из первых, кто понял, что армяне стали орудием в чужих руках был первый премьер министр независимой Армении Ованес Качазнуни, который после войны признал, что они поверили западным странам, но были обмануты. Он сам был дашнаком, армянским националистом и подтвердил, что ради химеры Великой Армении они пожертвовали своим народом. Он признал вину армянских националистов и подтвердил, что они были объектом воздействия супердержав, а не субъектом истории.

«Царские авторитеты писали, что Запад использовал армянский вопрос для разжигания войны между Россией и Турцией на пользу Запада. Тогда бы им было легче контролировать и Ближний Восток и Среднюю Азию, которые являлись стратегически важными для Европы.» http://geopolitica.ru/Articles/107/.

Основные тренды армянской национальной идеи

Как мы указали выше, националистические тенденции среди армян усилились в так называемой Западной Армении вследствие подрывной деятельности эмиссаров из Франции и Великобритании во второй половине XIX в. Именно по этой причине и возникают в скором времени молодежные организации, трансформировавшиеся в крупные и влиятельные политические партии. Первой армянской политической партией стала партия «Гнчак» («Колокол»). Ближайшей целью партии была объявлена борьба за «ниспровержение самодержавья и за установление вместо него «всеобщего демократического строя» в тех государствах, где угнеталось армянское население (Османская империя, Персия, Российская империя).» В программе ставилась задача объединения всех армянских земель и создания самостоятельного армянского государства.

Вторая крупнейшая партия – «Дашнакцуцюн» видела в качестве главной задачи «достижение с помощью западных держав, России, а также вооруженных выступлений освобождения Западной Армении от турецкого владычества» и создание автономного государства на ее территории. А в качестве долгосрочной перспективы ставилась цель освобождения Армении и создание независимого государства.

Программа интересна еще и тем, что имеет отдельную главу под названием «Программа – MINIMUM». В ней подробным образом описывается построение идеального с их точки зрения армянского государства. Программа имеет отдельные пункты, относящиеся каждый к своей территории. Например, в пункте А. «Для Турецкой Армении» есть четкая схема решения той части «Армянского вопроса», которая касается Турции. Пункт же «Б. Для Закавказья» – касается российской Армении. В том числе в программе «MINIMUM» есть и важный пункт – «Общее для обеих сторон». Здесь говорится об обоих Армениях в единой главе.

У дашнаков было две программы, на случай, если основное не удается совершить, иметь какой-то минимум успехов. Дашнаки ставили весьма амбициозные задачи и они это прекрасно понимали.. Ситуация в которой оказалась Армения в тот сложный период оказалась для армянского народа весьма тяжелой и поэтому дашнаки разработали программу минимум.

Основной целью обоих партий, как мы видим, было создание единого независимого армянского государства. Однако несмотря на то, что эта цель уже достигнута, разговоры о поиске национальной идеи не прекращаются по сей день. Тогда формировали национальную идеологию дашнаки и гнчакисты, но сегодня с появлением фактора государства, именно оно, церковь и диаспора взяли на себя эту миссию.

Сегодня, хотя и Армения добилась независимости и создания своей государственности национальная идея ставит перед собой на далекую перспективу решение следующих задач:

* Возвращение армян на исторические территории и создание единого армянского государства с обязательным выходом к морю (аннексия азербайджанских земель и собственно идея Миацума (воссоединения) является составной частью реализации так называемой национальной идеи армянства);

* Признание “геноцида” 1915 г.

Однако, добиться целей, которые ставит перед собой Армения не возможно без противостояния с соседям и кровопролития. И тут нынешние власти Армении в лице правящей Республиканской партии, возглавляемой Сержем Саргсяном взяли на вооружение идеологию нждеизма. Это, по сути фашистская идеология взявшая в основу язычество и национализм. У армян неоязычество возникло в 1930-е гг., когда его начал пропагандировать палач азербайджанцев, проживающих на территории современной Армении, почитаемый армянами как герой боевых действий 1918–1920 гг. Гарегин Нжде. После падения Армянской демократической республики Нжде эмигрировал из страны вместе с дашнаками и оказался в Германии. Там он примкнул к нацистскому движению и дослужился до звания генерала вермахта. По примеру нацистов он попытался создать чисто армянскую нехристианскую религию «Цегакрон» (арм. «родовая религия»), которая основывалась на отождествлении армян с арийцами и придавала огромное значение «чистоте крови.» Очень ярко передает суть этого учения один из заветов Гарегина Нжде армянам: «Не должно быть ни одного дня без борьбы с турками».

В духе нждеизма также слова президента Армении Серж Саргсяна высказанные им в интервью газете «Московские новости» (МН, 16 мая 2011г.): «география — это приговор», а потом, как бы одумавшись добавляет « это судьба». Почему в армянском понимании география приговор? Не оттого ли, что их национальная идея основана на претензиях к соседям? При чем тут география? Ведь окажись волею судьбы армяне в Европе, то проповедуя свою национальную идею и нждеизм, то, все равно они жили бы окружении мягко говоря, недругов. В действительности же, Армения находится в таком географическом пространстве, которое сулит ей большие дивиденды и процветание, откажись она от вражды с соседними странами. Так что, армяне сами себя приговорили на враждебное окружение, пытаясь воплотить в жизнь химерические планы, избрав путь конфронтации с Азербайджаном, Турцией и предъявляя время от времени территориальные претензии Грузии по поводу Джавахетии. А ведь судьба дала шанс армянскому народу, используя географические преимущества добиться успеха и жить в развитом, безопасном регионе, где царили бы дружба и добрососедство.

“Геноцид” как объединяющее начало

Сегодня объединяющим армян фактором является “геноцид армян”. Именно события 1915-го года умело используются закулисными кукловодами идеологов армянской национальной идеи. Этнотравма, искусственно прививалась и прививается армянам, чтобы не потерять рычаги управления регионом. Психологи утверждают, что этнотравма развивается по своим законам, переходя от явного, четко выраженного этапа возникновения к периоду своего “полураспада”, приобретению латентных свойств и форм. Но опасна именно ее скрытая форма. При этноконфликте травмированное поколение запоминает образ “врага” и сам факт его присутствия является формой замены разрушенных институтов идентичности.

Реанимация этнотравмы у современного поколения армян видимо, произошла вследствие очередного разрушения института идентичности. Так, столкнувшись с отсутствием позитивных идеологических ориентиров и ценностей после распада СССР и размежевания с ней Армении, армяне, начали вспоминать свои этнокультурные травмы. Этот путь оказался контрпродуктивным.

Этнопсихологи рекомендуют: чтобы выжить, и сохранить свою идентичность, этнос должен воссоздавать вокруг ядра своего этнического мышления новую, “лучше” адаптированную «картину мира». Чтобы стать “лучше адаптивной” она должна сохранить свою уникальную сущность неизменяемой, а аналоги из прошлого черпать избирательно.

Армяно-турецкое и армяно-азербайджанское противостояние привело, с одной стороны, к катастрофическому крушению старой картины мира армян, сильнейшему повышению чувства конфликтности с миром, ощущению враждебности к себе всего мира, а с другой, к формированию нового “образа мы”. От того, найдут ли армяне в себе здравомыслие, чтобы выжить и волю, чтобы забыть искусственно привитые им мифы, -зависит “быть или не быть армянам” в новом тысячелетии.

Современное армянство остро нуждается в ослаблении избыточного давления мифологем, рассеивании иллюзий, формировании вектора выживания. Если не пройти этот процесс сегодня, то высок риск никогда не разобраться в самими же созданных мифах и стать их заложниками. Иллюзия движения вперед обернется старательным движением назад.
История показывает, что этносы, с параноидальным упрямством воспроизводящие в своих воспоминаниях исторические этнотравмы, обречены на патологические формы существования.

Национальная идея всегда должна быть сопряжена с разумным национальным прагматизмом, нацеленным на сохранение этноса и государственности и среды обитания. Гипертрофированная национальная идея неизбежно приводит к потерям.

Практика не в ладах с теорией

Приведу цитату действительного члена НАН Армении, профессора Университета Аризоны, США Р.С.Вартаняна: «Национальная идея – это концепция решения проблем страны, построенная на трех банальностях: все, что делается в стране, должно способствовать росту мощи государства, развитию производительных сил и повышению жизненного уровня народа. Эти три критерия определяют судьбу любого государства. Если этот подход возобладает в наших умах, то Армения может избавиться от разнесенной повсюду заразы разрушения, выживет и процветет.»

Если взять за основу вышеуказанные три задачи, решению которых должна служить национальная идея, то следуя нынешней национальной идее идеологи армянства, не то что не смогут добиться решения жизненноважных для народа проблем, а наоборот, ввергнут армян и все проживающие в регионе народы на бесконечную череду противостояния и вражды. Для роста мощи государства, развития производительных сил и повышения жизненного уровня народа в нынешних условиях глобализации необходимо, обладать экономикой, ориентированной на конкурентоспособность и развитой инфраструктурой с выходом на мировые рынки. Для этого же, прежде всего нужно иметь хотя бы нормальные взаимоотношения с соседними государствами, а не вынашивать агрессивные планы против них…