В центре внимания армянской политической элиты вновь оказался Роберт Кочарян – бывший президент, который все чаще – и весьма болезненно для нынешней власти – напоминает о себе. В том, что "второе пришествие второго президента" – не такой уж невероятный сценарий, уверены в Ереване многие.
Как сообщает AZE.az, газета «Эхо» пишет, что Овик Абрамян и Галуст Саакян – премьер-министр и спикер парламента Армении – продолжают "обживаться" в новых креслах. А СМИ продолжают самым внимательным образом отслеживать впечатляющую "перекройку" политического поля Армении.
Для окончательного формирования нового кабинета министров Армении под руководством Овика Абрамяна остается назначить еще 5 министров – сельского хозяйства, экологии, молодежи и спорта, энергетики, юстиции, напоминает газета "Айкакан жаманак".
Приводит она и свои прогнозы: "В контексте назначения на должность главы Минсельхоза в обращении кандидатура губернатора Араратской области Арамаиса Григоряна, за кресло министра экологии продолжает борьбу глава постоянной парламентской Комиссии по экономике Вардан Айвазян. Стать министром экономики желает председатель Госкомитета кадастра при Правительстве Ерванд Захарян, однако нынешний глава ведомства Армен Мовсисян продолжает борьбу.
Самым вероятным претендентом на должность министра юстиции пока продолжает оставаться его нынешний глава Грайр Товмасян. Сохранить свой пост также упорно пытается и ныне исполняющий обязанности министра спорта и по вопросам молодежи Юрий Варданян, хотя на него метит и начальник Управления спорта Национального олимпийского комитета Габриел Казарян".
Дело даже не в том, что газета слегка ошиблась в прогнозах – Арамаис Григорян занял пост министра экологии. Куда важнее другое. Будет ли новое правительство "левым" или "правым", намерено ли оно стимулировать частную инициативу или, наоборот, усиливать социальную поддержку – такие вопросы в армянском медиа-пространстве оттеснены даже не на второй, а на десятый план – и это при том, что ситуацию в армянской экономике точнее всего было бы назвать катастрофической, а меры по ее "реанимации" требуются немедленные. Другое дело, что лежат они в сфере политики, а не экономики. В центре внимания СМИ – именно вопросы "баланса сил" во внутренней политике.
После завершения процесса формирования нового правительства Армении под руководством Овика Абрамяна сменятся также несколько губернаторов, сообщает газета "168 жам", ссылаясь на свои источники, близкие к правительству. "В частности, ныне исполняющий обязанности министра экологии Арам Арутюнян будет назначен губернатором Котайкской области. Армавирскую область возглавит сын генерала Манвела Григоряна – нынешний мэр Эчмиадзина Карен Григорян. А новым губернатором Тавушской области станет бывший депутат парламента Овик Абовян. По сведениям тех же источников, сменится также губернатор Арагацотнской области. Однако выяснить, кто же заменит нынешнего руководителя региона Саркиса Саакяна, не удалось", – отмечает "168 жам".
Экс-губернатора Араратской области Армении Арамаиса Григоряна заменит заместитель главы Государственного комитета водного хозяйства Рубик Абрамян, предрекает другое армянское издание – "Жаманак". "О нем в Араратской области мало кто знает. Известно только, что он был председателем компании водопользователей "Арташат". Рубик Абрамян также считается одним из приближенных премьер- министра Овика Абрамяна",- пишет газета.
Однако главная "внутриполитическая интрига" состоит в другом. В центре внимания армянской политической элиты вновь оказался Роберт Кочарян – бывший президент, который все чаще – и весьма болезненно для нынешней власти – напоминает о себе. В том, что "второе пришествие второго президента" – не такой уж невероятный сценарий, уверены в Ереване многие.
Второй президент Армении Роберт Кочарян в ближайшие полгода вернется в большую политику – такое мнение выразил в беседе с корреспондентом Новости Армении директор Армянского центра международных отношений, политолог Агаси Енокян. Более того, по словам эксперта, не исключается, что предыдущий президент в ближайшие 6 месяцев организует государственный переворот, что позволит ему захватить власть.
При этом политолог не спешит прогнозировать, легко ли уступит свою главенствующую позицию действующий президент страны Серж Саргсян или нет. Однако намек, что президент в Армении может смениться и до 2018 года, когда истечет новый срок Сержа Саргсяна, получился слишком ясный.
От прогнозов Агаси Енокяна можно, конечно, отмахнуться. Тем более что власть внешне демонстрирует уверенность. Только на днях вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов заявил, что в ближайшие десять лет Республиканская партия Армении своей организованностью и политическим ресурсом продолжит лидировать в политической жизни: "Своим заявлением президент Армении четко подчеркнул, что для людей, которые видят себя в высших кругах правления государством, есть один основной путь – Республиканская партия Армении. Если кто-то претендует на должность президента или премьер-министра, то этот путь проходит через улицу Мелик-Адамяна (головной офис правящей партии)". Оппозиция, конечно, отреагировала.
Глава парламентской фракции Армянского национального конгресса Левон Зурабян заявил: пусть Эдуард Шармазанов выпьет холодной воды. Однако в "ближнем кругу" Сержа Саргсяна не могут не понимать: самым опасным соперником нынешнего президента по-прежнему остается Роберт Кочарян. Который сможет и опереться на "карабахский клан", и заручиться поддержкой Москвы. Тем более что у Сержа Азатовича на "московском" направлении дела идут, мягко говоря, непросто.
С одной стороны, Армения оказалась в числе немногих стран, которые поддержали российскую аннексию Крыма. И даже проголосовала в ООН против "украинской резолюции". Но, с другой, сегодня в Ереване явно пытаются "отодвинуться" от Москвы. Напомним: Армения демонстративно отказалась прервать связи с НАТО, чего потребовала Москва от своих партнеров по ОДКБ, ее президент отправился на саммит "Восточного партнерства" (причем непонятно, высказалась там Армения в поддержку Украины или нет), а вот в Минск на саммит ТС отправляться не стал. Ожидаемого подписания документов о вступлении Армении в ТС в результате не получилось. Вводить для Армении "особые правила" партнеры по Таможенному союзу отказались.
Трудно сказать, оказался ли подобный итог для Еревана таким уж неожиданным. Тем более остается только гадать, что означала вся эта серия "демаршей" – то ли в Ереване набивали себе цену, рассчитывая выторговать в Минске некие преференции, но ошиблись в расчетах, то ли попытались дистанциироваться от РФ, когда вокруг нее начало сжиматься "политическое кольцо". Но вряд ли Россия так уж безболезненно расстанется со своим "форпостом". И не исключено, что Кремль попытается найти замену Сержу Саргсяну с его любовью к "европрогулкам". Где Роберт Кочарян – кандидат самый логичный. И вряд ли станет ждать аж до 2018 года, тем более что "вежливых молодых людей" можно без труда перебросить на базу в Гюмри.
На улицах Еревана, того же Гюмри, Ванадзора, конечно, вряд ли будут очень рады такому "второму пришествию". Армения уже и так устала от всевластия "карабахского клана". Но вот эффективного способа этому "карабахскому клану" противостоять у нее по-прежнему нет. Особенно если "карабахцы" действуют под опекой Москвы.
И здесь уже изрядную пищу для размышлений дает еще одна интрига. Президент Армении Серж Саргсян наконец подписал указ об освобождении Артура Багдасаряна от должности секретаря Совета национальной безопасности. Как напоминает News.am, в ходе состоявшейся 25 апреля пресс-конференции Артур Багдасарян заявил, что отказывается от поста секретаря Совбеза, а партия "Оринац еркир" выходит из состава коалиции и провозглашает себя оппозицией. Трое министров, назначенных по квоте "Оринац еркир", покинули ряды партии.
По информации армянских оппозиционных СМИ, самым вероятным кандидатом на пост секретаря Совета нацбеза, курирующего деятельность Службы безопасности РА, Минобороны и Полиции, является бывший лидер карабахских сепаратистов Аркадий Гукасян. Причем, как пишет газета "Грапарак", А.Гукасян всегда был связующим звеном между Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном. А наиболее искушенные наблюдатели предупреждают: "политическая реанимация" Аркадия Гукасяна началась не вчера. И советуют вспомнить 20-летний юбилей армянской армии, который в Ереване отмечали в конце января – начале февраля 2012 года.
Как сообщала тогда газета "Айкакан жаманак", на праздничном концерте, приуроченном к 20-летию армянской армии, в одном ряду сидели действующий президент "НКР", бывший президент "НКР", еще один бывший президент "НКР", кто работал в Армении премьером, потом же работал в президентуре, потом еще один бывший чиновник "НКР", работающий сейчас в администрации президента Армении".
Как иронично добавляет "Айкакан жаманак", "говорят, что во время телевизионной трансляции этот ряд дополнил бывший министр обороны "НКР" – нынешний глава оборонного ведомства Армении. А первому президенту Армении Левону Тер-Петросяну, как оказалось, никакого приглашения направлено не было". Издание задается вопросом: в подобном случае, что делали в этом ряду Роберт Кочарян и Аркадий Гукасян?
Так или иначе, "косвенных признаков" грядущей политической "реанимации" Кочаряна слишком много. Как и того, что ждать 2018 года он, по всей видимости, действительно не намерен.