Армения должна с должной серьезностью отнестись к собственным отношениям с Россией – никогда не предаваясь той мысли, что эти отношения предназначены свыше и несокрушимы.
Как сообщает AZE.az, армянский эксперт-международник Армен Харазян в интервью газете "Жаманак" прокомментировал итоги визита президента России в регион.
"Визит Дмитрия Медведева – важное событие для Армении и развития ситуации в регионе. Широко освещались также вопросы сотрудничества в области обороны: военные базы и военно-техническая отрасль. Равноценное, может быть, даже более важное значение имели также договоренности, которые были зарегистрированы во время визита и касались сферы ядерной энергетики, транспорта и коммуникационных инфраструктур и трехстороннего сотрудничества.
Заметно, что подводя итоги визита, российская сторона акцентирует внимание на экономических задачах, а армянская – на теме Нагорного Карабаха и безопасности.
Что касается перспективы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, то, по моему, визит придал процессу позитивный импульс, хотя не думаю, что это позволит решить хоть один из несогласованных вопросов. Такую цель в рамках этого визита, наверное, и не преследовали.
Такое впечатление, что Россия сегодня стремится параллельно процессу сопредседательства в Минской группе ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта восстановить свой самостоятельный посреднический почерк – почти так же, как это было до середины 90-ых годов, до саммита ОБСЕ в Будапеште.
Больших ожиданий в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта на ближайшее будущее, как будто, нет. Но есть другая тенденция, которая, по-моему, приобретает влияние на перспективы урегулирования. Это изменяющаяся динамика локального соотношения сил в регионе Южного Кавказа.
Армения и Азербайджан явно вошли в этап военной модернизации (Азербайджан давно, а Армения в последнее время), в итоге Армения надеется удержать и укрепить статус-кво, а Азербайджан – перевернуть ситуацию. Это больше взаимоисключающие, чем взаимодополняемые цели.
Впоследствии, задача посредников, в том числе и задача России, должна быть – в первую очередь не допустить столкновения этих целей, а затем – содействовать политическому урегулированию конфликта на основе взаимных уступок", – отметил он, пишут ИноСМИ.
– Недавно в интервью, данном азербайджанским СМИ, министр иностранных дел России Сергей Лавров, затрагивая тему соглашения о продлении срока присутствия российских военных баз в Армении, отметил: «Главной целью российской военной базы является обеспечение интересов РФ. В рамках этих интересов, несомненно, создание стабильности на Южном Кавказе и в Каспийском регионе. Эта цель была поставлена перед российскими военными базами еще в то время, когда был подписан договор. Эта цель никак не изменилась из-за очередного продления на 49 лет». Если ничего не изменилось, что является причиной беспокойства Азербайджана и Грузии?
– Конечно, изменилось. По новому протоколу функции военной базы расширились. Если прежде целью базы было обеспечение безопасности Армении совместно с Вооруженными силами Армении «по границе бывшего Советского Союза», то по новому протоколу формулировка «по границе бывшего Советского Союза» снята. То есть, задачей военной базы будет защита безопасности Армении по всей территории республики, а не только по протяженности границ с Турцией и Ираном. Это придает функции безопасности новый аспект и объем, и в то же время входит в соответствие с доктриной безопасности Армении, которая является главной отправной точкой при анализе безопасности нашей страны.
Прибавилось еще одно положение, в соответствии с которым Россия берет на себя принципиальное обязательство – снабжать Армению современным оружием и техникой (статья 3-я договора). Хотя беспокойство Азербайджана и Грузии необоснованно, но исходит оно из того, что отныне в зону ответственности военной базы будут входить исходящие из их территорий вероятные угрозы, направленные в сторону Армении. Кроме этого, беспокойство Грузии, конечно, связано с отношениями этой страны с Россией, а беспокойство Азербайджана – с фактом нагорно-карабахского конфликта и стратегической конкуренцией Баку с Ереваном.