Армянский премьер: Мы будем производить собственные беспилотники

Очередное обострение ситуации вокруг Ирана угрожает стабильности в Закавказье и безопасности одного из ключевых союзников РФ – Армении, заявил премьер-министр РА Тигран Саркисян.

Как передает AZE.az, премьер-министр республики Тигран Саркисян рассказал «Независимой газете», что важнее – ОДКБ или НАТО и готова ли Армения к последствиям возможного конфликта Ирана с Израилем.

Тигран Саркисян, комментируя военный бюджет Армении в 2012 году, заявил, что бюджет Армении 1 триллион драмов. 14% этой суммы составляет военный бюджет республики, соответственно это примерно 140 миллиардов драмов.

По словам Тиграна Саркисяна, первая часть реформы армянской армии связана со структурными изменениями, организационными вопросами – она не требует больших средств. Вторая часть гораздо более затратна: «Мы резко увеличиваем профессиональную часть армии, формируем ее на новой, контрактной основе. Это предполагает увеличение зарплаты военнослужащим, реализацию социальных проектов для них. Военнослужащие будут обязаны участвовать и в пенсионной реформе – она заключается в том, что мы хотим перейти от распределительной системы к накопительной. Но основная составляющая социальных проектов для военнослужащих – строительство жилья для них. Мы в течение 2012 года должны разработать новую социальную программу, по которой предполагается в несколько раз увеличить расходы на строительство жилья для военных. И третья часть реформы связана с вооружениями. Она включает два направления: первое – собственное производство военно-технического оборудования и второе – закупки современных вооружений за рубежом. 14% бюджета Армении будут распределяться на все эти программы».
В феврале было подписано российско-армянское соглашение о создании в регионе предприятий военно-промышленного комплекса. Есть какие-то практические результаты этого сотрудничества? По словам Тиграна Саркисяна, уже есть конкретные предприятия ВПК и научно-исследовательские институты, которые получают государственный заказ на исследования и создание вооружений.
«Есть перечень товаров, которые они будут производить, и наших исследовательских проектов. Например, в сфере робототехники – производство роботов, которые применяются при разминировании. Мы также намерены создавать и производить собственные беспилотники. Готовая продукция уже есть – мы представляли наши разработки роботов-саперов и беспилотных вертолетов. Сейчас идет апробация, проверяются их характеристики, мы должны доказать их преимущества. В течение года мы будем иметь четкое представление об эффективности этих образцов. Как только будет ясно, что выгоднее их производить, чем покупать в других странах, начнется массовое производство, они станут поступать на вооружение армий Армении и России», – заявил Саркисян.

Еще один вектор развития армии Армении – сотрудничество с НАТО. ПО словам армянского премьера, проводятся двусторонние консультации с альянсом, обмен опытом, который используется в реформировании вооруженных сил, программы обучения военнослужащих, участие в современных проектах и миротворческих операциях: «Но это незначительное сотрудничество по сравнению с теми программами партнерства, которые действуют у нас в рамках ОДКБ. Взаимодействие Армении с НАТО и ОДКБ – это качественно разные уровни интеграции. Да, мы стремимся установить добрые отношения с НАТО, но у нас нет глубоких и дальних целей в этом сотрудничестве. Наш приоритет – это ОДКБ. Уже то, что на территории Армении есть российская военная база, а в 2010 году мы продлили срок ее пребывания, свидетельствует о наших военных предпочтениях».

Отвечая на вопрос, планируется ли усиление российского присутствия в Армении в связи с угрозами атаки на Иран, Саркисян заявил: «Только в рамках соглашения, которое мы подписали в 2010 году о продлении пребывания базы до 2044 года. Каких-то дополнительных мер усиления присутствия России в регионе мы не предпринимали. Я думаю, ОДКБ достаточно эффективно работает и учитывает все политические реалии».

Также он подчеркнул, что сейчас около 20% армянского товарооборота осуществляется через территорию Ирана: «Это означает, что в случае конфликта возникнут проблемы с поставкой и экспортом товаров через Исламскую Республику. Проблем будет много: у нас есть газопровод, у нас есть высоковольтные провода, по которым мы осуществляем экспорт ресурсов в Иран. У нас есть поток иранских туристов, инвестиций, есть иранский банк. И по каждой категории мы просчитываем разные сценарии и негативные последствия. Для нас были хорошим уроком события августа 2008 года в Грузии, когда железная дорога не работала месяц, и это была реальная угроза армянской экономике. Мы были вынуждены заниматься перевозкой товаров машинами, используя авиацию – это серьезно увеличило наши расходы. Мы хорошо понимаем, что Армения должна накопить необходимый потенциал – резервы, которые позволят сглаживать последствия потенциального конфликта».