«Старейший азербайджанец» Кыргызстана рассказал о своей тяжелой, но интересной жизни.
Как сообщает AZE.az со ссылкой на киргизские СМИ, Гасанов Асад Гасанович – участник Великой Отечественной войны, кавалер боевых и трудовых орденов и медалей, заслуженный строитель Кыргызской Республики – до сих пор хранит фотокарточку, сделанную 9 мая 1945 года, и с готовностью делится с молодежью воспоминаниями о боевых событиях. Он ведет общественную работу при Совете ветеранов войны, Вооруженных сил и тружеников тыла Ленинского района столицы. Называет себя старейшим азербайджанцем в Кыргызстане и занимает почетный пост вице-президента Общественного объединения азербайджанцев КР «Азери».
Трудный путь
Семья Гасановых, как и тысячи других, оказалась в республике в тридцатые годы не по своей воле. В 1933 году Асаду исполнилось 9 лет, и детская память сохранила воспоминания о товарных вагонах, забитых людьми. Десять тысяч семей, признанных зажиточными кулаками, вывезли из Азербайджана. Старики и маленькие дети умерли еще в дороге, а выживших высадили в голой степи Акмолинской области, на границе с Сибирью. Здесь им предстояло строить спецпоселок.
– Люди, всю жизнь прожившие в теплых краях, погибали от холода и голода. Целые семьи умирали в домах. Из 10 тысяч первоначально выселенных в Акмолинскую область Казахстана пережили суровую голодную зиму 1933-1934 годов лишь две тысячи азербайджанцев. Из нашей семьи выжили только я, брат, сестра и отец, младшие дети и мать умерли.
В мае 1934-го уцелевших, страшно исхудавших людей-скелетов снова погрузили в вагоны для скота и привезли в Киргизскую ССР. Поселили на необжитые целинные земли в Чуйской долине.
Полуголодные, разутые и раздетые, они работали по 16 часов в сутки, строили себе глинобитные дома барачного типа, осваивали заброшенные и заболоченные земли, выращивали свеклу для зарождающейся в Кыргызстане сахарной промышленности, хлопок и табак. Выжили благодаря выносливости и трудолюбию.
Грянула Великая Отечественная. Несмотря на то что азербайджанцы претерпели немало горя от Советской власти, они как один встали на защиту Родины. Но рвавшихся на фронт ссыльных азербайджанцев в Красную армию не брали, только в трудовые батальоны на Дальнем Востоке, где опять же царил жуткий голод.
– Только в 1942 году нас разрешили призывать в действующую армию. Воевали азербайджанцы храбро, многие сложили головы на полях сражений, среди них не было ни одного изменника Родины.
И все-таки вернулся
Восемнадцатилетнего Асада Гасанова зачислили в тяжелую артиллерию, поскольку парень был грамотный и сообразительный. Сначала он служил на Северном Кавказе, потом на Брянском направлении, участвовал в освобождении Польши, а победу встретил под Берлином.
В короткие часы затишья в землянках и блиндажах солдаты могли писать письма домой или коротать досуг за песней.
– Я ни разу не писал домой, думал, что все равно не вернусь, пусть родные привыкают без меня жить. Первую весточку в родное село отправил только после 9 мая с фотокарточкой. Отец зарезал единственную корову-кормилицу, а мясо раздал соседям, такой зарок он дал, если сын вернется домой живым.
Асад Гасанович запомнил девушку Дусю из Брянской области. В разрушенном селе молодежь собиралась в единственном уцелевшем доме на танцы. На гармошке играл парень с перебитыми пальцами, в зале танцевала сельская молодежь, школьники.
– После танцев я предложил новой знакомой проводить ее до дома. Оказывается, их семья ютилась в землянке. Как дошли, она попросила подождать, а вернулась из дома с кульком махорки и книгой Лермонтова «Герой нашего времени». С этой книгой в голенище сапога я прошел всю войну, постоянно перечитывал.
Победу сержант Гасанов, служивший в шестом артиллерийском полку, встретил в пригороде Берлина.
– Это был самый грандиозный и светлый праздник в истории, на радостях палили из всех орудий, ненависть к немцам была, но по приказу Сталина никто их не трогал, даже делились едой, – вспоминает ветеран. – Мы почувствовали переломный момент в войне после битвы под Москвой. В ноябре 41-го немецкие войска видели столицу СССР в свои бинокли и торжествовали победу. Но 3 декабря началось наше контрнаступление, и советские солдаты, среди которых было немало закаленных сибиряков, одержали победу над фашистами.
Демобилизовался Гасанов в 1947 году, окончил Фрунзенский архитектурно-стротельный техникум (в то время индустриальный техникум). Работал главным инженером проектов в Кыргызгипрострое. В 1959 году окончил Московский строительный институт и долгие годы возглавлял крупный строительный трест при Министерстве транспорта и коммуникаций.
Дефицит патриотизма
Асад Гасанович вместе с товарищами по ветеранской организации выступает на уроках патриотического воспитания в столичных школах. Как правило, школьники интересуются, не страшно ли было на войне.
– Конечно, было страшно, не верьте тем, кто говорит обратное, но мы, презрев страх, шли в бой за Родину, за Сталина. Потому что иначе не могли, настолько сильны были патриотические чувства. Там мы никогда не делились по национальности, никто о ней и не спрашивал, жили одной семьей, поэтому и победили фашизм. Сейчас мы стараемся донести эту мысль до ребят.
Для ветеранов Ленинского района этот юбилейный год прошел с особенным настроением. Они заняли первое место в городском смотре-конкурсе среди районных советов по проведению юбилейных мероприятий. На специальных стендах здания Ленинской администрации вывешены портреты всех участников Великой Отечественной войны, проживающих в этом районе. Особую благодарность пожилые люди высказывают в адрес своего акима Ильи Клименко и сотрудников управления социального развития района. Ветераны ощущают их заботу и верят в то, что по-прежнему никто не забыт и ничто не забыто.