«Asharq Alawsat»: Каддафи был связан с ЦРУ

Начиная с 1971 года, Каддафи «делал, что велено». США очень не хватало арабского лидера-националиста, не скрывавшего враждебности к СССР. Каддафи стал для них в этом смысле подлинным обретением.

Как сообщает AZE.az, в британской «Asharq Alawsat» вышла статья, в которой рассказывается о связях Муаммара Каддафи с ЦРУ.

В начале 70-х прошлого века Центральное разведывательное управление США заказало экспертам страны «психологический портрет», или, как говорят американцы, «профиль» тридцатилетнего полковника Муаммара Каддафи. Практика была не нова: «контора» занималась подобным «художеством» с сороковых годов, составляя досье на всех, вызывавших ее интерес, лидеров и государственных деятелей тех лет, пишет автор статьи.

Скрупулезный политико-психологический анализ личности, который высвечивал в ней и явное, и тайное, все глубоко скрытые закоулки души. Для тех, кто принимал решения, эти «портреты» становились решающим фактором. Все как на ладони: прошлое, должностные и личные отношения, семья, близкие, социальные корни, профессиональные навыки, характер. На что реагируют позитивно, что вызывает неприятие. Личная жизнь, альковные тайны, скандалы, порочащие связи…

Научный метод изображения «профилей», разработанный в ЦРУ и военном ведомстве США, опирался не столько на клинические наблюдения психиатров, сколько на разведданые агентуры, слухи, эпизоды из жизни, сплетни, реальные факты, и даже дезинформацию. Все шло в дело. В том-то и лукавство – чтобы читающий не очень-то доверял всему изложенному, но включал в дело собственные аналитические способности. Тогда картина становилась боле или менее достоверной.

Сорок лет «писались профили» Каддафи. Один причудливее другого. Были полеты неуемной фантазии, но были и точные наброски, убеждавшие в том, что экстравагантная эскапада – это маска. И уж никак не «лидер ливийской революции», которого сообщество, почему-то предпочитало относить к разряду шутов гороховых. Галерея портретов включала легендарных в 70-х годах прошлого века Аятоллу Хомейни и Фиделя Кастро. По мнению американских психиатров, вся троица «страдала комплексом превосходства, точнее – вождизма». Оказывается, это синдром. Я-то полагал, – врожденное свойство характера: править, руководить… Привычка. А это болезнь. В конце 90-х портрет Каддафи подправили, внеся в характер черту, не красящую восточного мужчину – «поверхностный наивный человек». А вот и такой штрих – «обезумевший коварный лис».

У Каддафи были контакты с ЦРУ. Он сотрудничал с Управлением. Разведка без острой наблюдательности гроша ломаного не стоит. И американская «контора» не могла не найти того, на чем можно было серьезно «зацепить» полковника. Свершив «фатиху» – революцию, открывающую новую эру, молодой офицер не стал держать язык за зубами. Откровения Каддафи стали достоянием американской агентуры: острая критика Советского Союза за вмешательство в дела арабского региона. Начиная с 1971 года, он «делал, что велено».

Штатам очень не хватало арабского лидера-националиста, не скрывавшего враждебности к Советам. Каддафи стал для них в этом смысле подлинным обретением. Дальше как в детективных романах: «Центр – полковнику». «Полковник – Центру». Каддафи направляет эскадрильи бомбардировщиков и щедрую денежную помощь Пакистану, находившемуся в те годы в состоянии войны с Индией. В пику Советскому Союзу, который бы на стороне Дели. Он же совершил жестокий, немилосердный акт, отказав в посадке в ливийском аэропорту авиалайнеру с суданскими шиитами на борту, которым инкриминировалась попытка свержения суданского диктатора Нимейри. Коммунистический заговор в Судане был подавлен, Советский Союз понес потери, оплакав товарищей по партии.

Возможно, Каддафи отрабатывал долг. Возглавив сентябрьскую революцию 1969 года, он получил от ЦРУ весьма ценные сведения о своих затаившихся врагах, готовивших переворот, и подавил контрреволюцию. Но американские психиатры не разгадали всех тонкостей темной души пустынника. Он вдруг резко отвернулся от своих покровителей. И обратил взоры на террористов, партизан, боевиков, угонщиков воздушных судов и прогулочных яхт, на революционеров и «народных заступников» всех мастей, которые плодились тогда во множестве по всему миру. Эксперты, оправдываясь за недогляд, неуклюже списали «не кондицию» на прогрессирующую паранойю лидера джамахирии.

Поздно. Произошел полный поворот кругом или, как по-иному звучит эта команда – «все вдруг». Полковник никому не доверял, он возомнил себя целью, за которой охотятся все американские спецслужбы, все «котики», засланные морпехи, региональные разведведомства, нелегалы… И надо всем этим скопищем рыцарей плаща и кинжала – страшный призрак ЦРУ. Опять же наука не могла привести убедительных аргументов: мания у полковника или он блистательно играет самого себя в заданных обстоятельствах. Одни его бессвязные и алогичные угрозы Вашингтону чего стоили! Лис оказался хитрее.

Акт второй. С переодеванием. Каддафи стал появляться на публике в ярких цветастых, шитых золотом одеяниях, окружил себя личной гвардией телохранительниц «амазонок». Он бросал вызов миру, не стесняясь быть посмешищем в его глазах, награждал себя титулами: «лидер зеленой революции», «король всех африканских королей». Но под броской шутовской маской скрывался изобретательный, «быстрый разумом», находчивый, волевой человек, точно просчитывавший все ходы наперед. И свои, и чужие. Опять же, ЦРУ не бросало своего подопечного, время от времени неназойливо подсказывая ему, кого из челяди, из «ближнего круга» лучше бы убрать с дороги… Американцам ох как нужен был режим и его живописный непредсказуемый лидер! Вызывало уважение и то обстоятельство, что, невзирая на суровые санкции и многочисленные покушения на жизнь, полковник пребывал на троне и благополучно правил страной не один десяток лет. Он мог покарать, но мог великодушно простить и даже одарить вчерашнего врага высоким постом и материальными благами. А кому и просто посоветовать подыскать политическое убежище где-нибудь на просторах Африки. Его умение выходить из любого запутанного политического лабиринта осталось неразгаданным ни своими, ни чужими.

Очень ловок в игре в поддавки. Даже эксперты не могли разглядеть капитуляцию. Когда наступил для полковника критический момент, в 2003 году после падения режима Саддама Хусейна, Каддафи заключил сделку с американцами. Он продал американской разведке, оказавшиеся ей не по зубам, секреты торговли высокотехнологичным оружием, запрещенным международным законом. Выплатил миллиарды долларов компенсаций за жизни жертв трагедий, в которые был вовлечен ливийский режим. Кого удивит недавнее признание бывшего директора ЦРУ Майкла Хейдена, что в последние годы Каддафи был надежным и ключевым партнером США в войне с терроризмом.

Каддафи удавалось вести опасную игру со всякого рода «милицией», волонтерами, боевиками, то поддерживая их, то ополчаясь против них, но неизменно передавая «куда следует» информацию обо всех несанкционированных, попавших в его поле зрения. Таким вот образом, что, впрочем, никто замечать не желает, облегчал международный нажим на Триполи и на своих соотечественников. Прямолинейный Рональд Рейган называл его лжецом. Если бы он хоть на мгновение задумался о том, что таится под этой ложью и что он имеет дело не просто с арабом, человеком с Востока, но с ливийским пустынником.

Сочтены ли дни Муаммара Каддафи? Нарцисс, которого он любил изображать, ныне в окружении, и подобно таким самовлюбленным, романтическим натурам, должен сражаться до последнего вздоха. Никто из авторов портретов «профилей» предсказать этого не может. В одном все убеждены – натура, как говорят психиатры, «приграничная», то есть вечно на грани срыва. Хотя в подобных мгновенных перемещениях, от истерии к эйфории, замечен не был, передает радио “Голос России”.

Кем бы ни считали Каддафи, ему дано было свыше формировать новейшую историю Ливии на протяжении четырех декад. Кому из нынешних, титулованных высокой властью, удавалось подобное? Загадочен полковник. Загадочен…

Если выпало ему судьбой уйти из истории, так и уйдет неразгаданным никем.