Депутат, председатель фракции Демократических реформ, президент Евроатлантического центра Асим Моллазаде заявил о том, что единственный рычаг давления на Азербайджан в руках России – Армения и карабахский конфликт.
Как сообщает AZE.az, в связи с активизацией контактов с Баку со стороны Европы и Москвы, «Кавказ Online» предлагает интервью с членом азербайджанского парламента, председателем фракции Демократических реформ, президентом Евроатлантического центра Асимом Моллазаде
– 22 января в Баку с визитом побывал глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин. Его приезд по мнению экспертов обращает на себя особое внимание в контексте недавнего посещения Баку и Ашхабада главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу. Итоги посещения им региона побуждают Москву к более активной и настойчивой дипломатической игре в отношении своих южных соседей. Как Вы оцениваете визит Нарышкина в этом контексте и чего ожидать от этого визита?
– Официальный повод для этого визита – открытие информационно-культурного центра России в Азербайджане. Руководитель администрации российского президента многократно подчеркнул значение сотрудничества между нашими странами в гуманитарной сфере, прежде всего в области культуры, науки и образования. Открытие очередного российского центра в Баку, свидетельствует о предпочтении использовать методологию soft power в Азербайджане, в отличии от силовых методов, применяемых в отношении Грузии. Это полностью соответствует Азербайджанским интересам, по установлению партнерских взаимоотношений с соседями.
– В ходе визита Баррозу речь шла об ускорении интеграции Азербайджана в ЕС. В этом смысле, тревога России вполне естественна. В то же время само высшее руководство Азербайджана занимает двойственную позицию все больше сближаясь с Москвой в энергетических вопросах. По Вашему, насколько серьезно можно рассматривать стремление Азербайджана интегрироваться с Европой и нанесет ли это ущерб его отношениям с Москвой?
– Азербайджан играет важную роль в обеспечении энергетической безопасности стран ЕС. Энергетический потенциал стран каспийского региона в существенной мере препятствует амбициям российской стороны монополизировать энергетическую потребность стран ЕС. Именно в этой сфере имеются факторы, вызывающие недовольство Москвы, а не призрачные и далекие перспективы евроинтеграции. Главное в энергетической политике является желание диверсифицировать систему доставки и увеличение числа надежных потребителей, и в этом плане отношения с Россией не носят характера монопольного обладания Азербайджанским газом и нефтью, а это страна может стать одним из покупателей, причем без транзитных посредников.
– Сближение Баку с Западом будет неизбежно требовать большей демократизации Азербайджана, что по высказыванию некоторых экспертов равнозначно «концу правящего режима». В этом плане объективные интересы руководства Азербайджан могут дикторвать сохранение теплых отношений с Россией. Можно ли полагать, что давление Москвы способно повлиять на политику официального Баку и сорвать наметившийся процесс евроинтеграции Азербайджана….
– Усиление экономики страны, а также увеличение на этой основе социальных программ является главным гарантом стабильности в стране, а, соответственно, усилению ее независимости. В руках Москвы не так уж много рычагов давления на Азербайджан, но особый интерес со стороны России к правозащитной деятельности в странах Балтики и других странах бывшего СССР, дает основание полагать об использовании подобных проблем для осложнений в отношениях с западными странами.
– Эксперты также считают, что в арсенале России есть рычаги давления на Азербайджан в вопросах безопасности. Кроме того, Кремль может спровоцировать «мятеж» внутри азербайджанской власти посредством пророссийских сил. Насколько сильны пророссийские силы в Азербайджане?
– Единственный рычаг давления на Азербайджан в руках России – Армения и конфликт. Не вижу пророссийских сил внутри Азербайдджана в рамках правящей или оппозиционной элиты, способной на «мятеж».
– В ходе визита, Баррозу и президент Ильхам Алиев подписали совместную декларацию о поддержке «Южного энергетического коридора», предусматривающую транспортировку азербайджанского и туркменского газа в Европу в обход РФ. Можно ли считать, что «Набукко» сдвинулось с места и какие геополитические сдвиги возможны в этом контексте с учетом интересов России?
– Главным препятствием для проекта Набуко является вопрос – кто и как его будет финансировать? Этот вопрос касается и финансирования транскаспийской магистрали. Будут готовы европейские партнеры финансировать эти проекты, то тогда эти проекты реализуются. Все остальные препятствия легко устранимы, как это случилось в свое время с нефтепроводом в Джейхан и газопроводом в Ерзерум.
– Напоследок, возможно ли возобновление войны в Нагорном Карабахе с целью сорвать возможное сближение Азербайджана с Западом и начало конкретной работы над новым энергетическим проектом, который может оставить Россию «за бортом»?
– У нас есть серьезные подозрения, что Армения попытается возобновить боевые действия, основывающиеся на их политике имитации переговорного процесса и срыве всех возможных мирных инициатив. К этому должны быть готовы международные организации и все страны, заинтересованные в мире и стабильности на Южном Кавказе.