Очевидно, что будущее Украины решается сегодня на Юго-Востоке этой страны, на подавление протестного движения которого Киев бросил «сводные силы», т. е., большую часть вооруженных формирований, имеющихся у него в наличие.
«Антитеррористическая операция» длится уже полтора месяца – конца ей не видно – и она вряд ли закончится даже после «обреченных на признание» президентских выборов. Пока мы наблюдаем лишь непропорциональное применение силы, убийства и грабежи мирных жителей при полном отсутствии результативных действий украинских силовиков. Впрочем, «военные сводки», тиражируемые многочисленными руководителями «спецоперации», наполнены сообщениями о замечательных военных успехах борцов с сепаратизмом. Эти вести с «антитеррористического фронта» и стали предметом нашего небольшого, но далеко не случайного исследования.
Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:
– О том, что западные СМИ заняли однозначную позицию безоговорочной поддержки киевских властей, даже как-то уже неудобно напоминать. Факт – общеизвестный. Но мало, кто обратил внимание на то, как своеобразно они освещают ход «антитеррористической операции» на Юго-Востоке Украины: охотно рассуждают о российском вмешательстве в дела мятежных провинций, клеймят «сепаратистов» как террористов, насильников и мародеров, но, практически, не замечают победные реляции Киева о военных действиях на «восточном фронте». Кажется, что «боевые сводки», публикуемые в Facebook главой МВД Арсеном Аваковым, руководителем группы «Информационное сопротивление» Дмитрием Тымчуком, украинскими журналистами Артемом Шевченко, Аркадием Бабченко и иже с ними – интересуют только некоторые восточноевропейские издания и очень «либеральные» порталы стран СНГ, ведущих собственные маленькие «информационные войны» с мировым тоталитаризмом.
Для понимания причин такого пренебрежения западной прессы к украинским вестям с «ратных полей» достаточно пройтись по ним беглым взглядом, что мы с вами и сделаем.
Не так давно из Киева с гордостью сообщали о боях у горы Карачун под Славянском. Сначала было так: «Последние два дня гвардейцы и десантники из-за постоянного огня противника, который обнаглел настолько, что оборудовал долговременные огневые точки и окопы в непосредственной близости, перемещались только пригибаясь, прячась от пуль и снарядов». После операции: «Противник выбит из занимаемых позиций, зона безопасности расширена до 5 тысяч метров в радиусе от телевышки, на ней реет украинский стяг, гвардейцы и десантники ходят в полный рост, не прячась от огня противника. У спецназовцев УГО один легко раненный в ногу, смог выйти из боя самостоятельно». Об этом славном сражении сообщил даже и.о. украинского президента г-н Турчинов.
Так вот, г. Карачун – это господствующая над местностью высота в 160 метров. Высоты, как известно, атакуют штурмовыми группами при мощной огневой поддержке, в том числе, и с воздуха. Какие идиоты будут рыть под горой окопы, чтобы, будучи, как на ладони у противника, вести по нему огонь из стрелкового оружия снизу вверх? Как ополченцы успели обустроить ДОТы (под монолитным железобетоном? Бронеколпаком?) на глазах у нацгвардейцев, да еще за два дня?
Господин Турчинов, кстати, проинформировал депутатов, что одновременно с «победной» операцией у Карачуна, была «полностью уничтожена закамуфлированная боевая база» ополченцев под Краматорском. А где, позвольте поинтересоваться, она была развернута? В оврагах и балках? Там местность вроде бы равнинная – нет непроходимых лесов и высоких гор, необходимых для, как выразился и.о. президента, «камуфляжа». Видимо, в Киеве даже не задались вопросом – а нужна ли такая партизанская база ополченцам? Совершенно очевидно, что они готовы воевать непосредственно в населенных пунктах, и, как показывает самый последний опыт городских боев в ливийской Мисурате или сирийском Аллепо, бронетехника может гореть на улицах, как спичечные коробки.
Но апофеозом глупости стали данные о потерях сил самообороны. У деревни Октябрьское, в 20 километрах от Краматорска, украинская воинская колонна, перевозившая боеприпасы под прикрытием двух БТР попала в засаду, устроенную ополченцами. Центральные власти признали собственные потери в живой силе и военной техники, но Киев тут же сообщил о 54-х «уничтоженных террористах». Тогда сколько раненых можно было бы насчитать? Сотню? Полторы сотни? Это же какую плотность только ружейно-пулеметного огня сумели обеспечить украинские военные, если, будучи внезапно атакованными, они сумели не только организовать оборону, но и нанести противнику столь мощное огневое поражение! А сколько вообще было «террористов», если они умудрились унести куда-то в лесополосу (?) всех раненных и все тела погибших?
Вообще-то, с трупами множества боевиков, которых «сепаратисты» никогда не оставляют на поле боя, Киеву надо было что-то придумать. И придумали! Нашелся такой поставщик сенсационных новостей «военный эксперт» Дмитрий Тымчук, который сообщил: «По оперативным данным группы «Информационное сопротивление», в ночь на 18 мая террористы готовятся к выводу с территории Украины на территорию России автоколонны с особым грузом. В частности, будут вывезены трупы террористов, уничтоженных в боевых столкновениях с украинскими силовиками. Трупов насчитывается несколько сотен». Так где же эта колонна, которая, судя по объемам «грузов-200», должна была растянуться на довольно приличное расстояние? Как она миновала блокпосты силовиков, которых еще немало на донбасских дорогах? Как она прошла КПП украинских пограничников, которые всегда готовы не только досмотреть, но и завернуть колонны даже с гуманитарными грузами?
Более или менее серьезные западные журналисты, известные военные эксперты из стран «Старой Европы» – даже те, кто целиком поддерживает центральное украинское правительство – никогда не будут ссылаться на киевские «боевые сводки». Они умеют заботиться о своей профессиональной репутации. Всем, конечно, известно ироническое замечание «железного канцлера»: «Никогда столько не лгут, как во время войны». Но «фронтовые донесения», гигабайтами продуцируемые в украинской столице, – это даже не ложь. Это – торжество абсурда, который стал одновременно информационным фоном и самой сутью «антитеррористической операции», развернутой Киевом на Юго-Востоке Украины.