Аудронюс Ажубалис: если не будет политической воли – не будет и решения карабахского конфликта

В разрешении нагорно-карабахского конфликта наблюдается «определенное пространство для подвижек».

Как сообщает AZE.az, в интервью DELFI действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис после своей поездки на Кавказ обрисовал сложившуюся в регионе обстановку.

– Каковы основные результаты вашего тура по Грузии, Азербайджану и Армении и общая ситуация в регионе?

– Прежде всего, я хотел бы сказать, что сегодня 88 день председательства Литвы в ОБСЕ. За это время у меня было свыше 120 встреч. Я бы хотел обратить внимание на эту цифру и на то, что я уже посетил 12 стран. Я думаю, что все поездки были сбалансированы в том плане, что в каждой стране я акцентировал вопросы всех трех корзин: демократия, права человека и свобода прессы, вопросы безопасности, в том числе и энергетической, а так же решение замороженных конфликтов.

Если говорить о последнем туре – Грузия, Азербайджан, Армения, то, эта «полевая» поездка, позволила собрать информацию и оценить возможность определенных сдвигов, на месте встретиться с сопредседателями Минской группы. Если смотреть, как развиваются события в каждой стране по отдельности, то можно увидеть определенный позитивный сдвиг в сторону реформ и демократии. Разные скорости и разные трудности, но позитив наблюдается в каждой стране.

Процессы могли бы идти быстрее, если бы не было очагов напряженности и замороженных конфликтов. Если взять проблему Нагорного Карабаха, то лично я убедился, что после Сочинской встречи есть определенное пространство для подвижек. Минская группа работает, несмотря на то, что ее сопредседателей часто критикуют, а критикуют потому, что не владеют информацией о ее деятельности.

То, что они предлагают сторонам при посредничестве президента России, я думаю, является серьезной базой для подвижек. Но Минская группа не решит проблему сторон. Она может предлагать любые планы, но если не будет политической воли всех сторон, никто не сдвинет ситуацию в сторону разрешения.

– Как Азербайджан и Армения отреагировали на ваше предложение по снайперам?

– Подобные предложения – это те небольшие шаги в сторону доверия, о которых я говорил раньше. Так совпало, что когда я приехал, был убит азербайджанский мальчик, на следующий день, когда я ехал в сторону Армении через Грузию, убили армянского военного.

Снайперы ни одной из сторон не принесут ни военного, ни политического успеха. Наоборот, если бы их отодвинули, был бы позитивный результат. Я предложил Армении в одностороннем порядке отвести снайперов, чтобы показать пример, но получил отказ, как и в Азербайджане.

Хорошо, что обе стороны в Сочи договорились начать консультации о механизме, который бы позволял расследовать инциденты на контактной линии. После вышеупомянутых печальных событий я попросил своего представителя по Нагорному Карабаху отправиться расследовать эти события.

Находясь там (в Азербайджане и Армении) я также выразил крайнюю обеспокоенность тем, что обе стороны сильно вооружаются, что указывает на отсутствие доверия, а переговоры происходят только тогда, когда нет напряженности.