Выступая перед журналистами в офисе молодежной Общественной Организации «Ирели», посол США в Азербайджане Мэтью Брайза назвал «неприемлимой» идею об уничтожении гражданских самолетов, планируемых к осуществлению рейсов из Армении в находящийся в зоне оккупации Ходжалинский аэропорт (в СМИ почему-то пишут о «Ханкендинском» аэропорте, хотя официальное название аэропорта еще с советских времен – Ходжалинский).
«На данный момент авиарейс Баку-Нахчыван также совершается через воздушное пространство Армении, и это считается приемлемым», – сказал М.Брайза.
Следует отметить, что это неудачное сравнение. Самолеты рейсов Баку-Нахчыван и Гянджа-Нахчыван взлетают с территории Азербайджана и приземляются на территории Азербайджана. А планируемые армянской стороной незаконные полеты из Еревана в Ханкенди предполагают несанкционированную посадку на территории совершенно другого государства – Азербайджана. Иными словами, это не внутренний рейс, а международный, причем без разрешения государства, на территории которого находится пункт назначения.
Как отреагировал бы г-н Брайза на намерение, допустим, Баку осуществлять регулярные авиарейсы в Сухуми, Цхинвали и Тирасполь без разрешения официальных Тбилиси и Кишинева? Думаем, в Госдепартаменте США к подобной идее отнеслись бы без особой радости.
Кроме того, что-то не припоминаем, чтобы Вашингтон выступил с осуждением уничтожения армянами вертолета с государственными лицами Азербайджана, РФ и Казахстана в ноябре 1991 года, являвшегося ничем иным, кроме кaк терактом против гражданского объекта!
Мэтью Брайза также отметил, что контакты между представителями гражданского общества Армении и Азербайджана имеют место, однако с армянской стороны он замечает бóльшее желание идти на контакт с противоположной стороной, нежели с азербайджанской. При этом он сказал, что не может понять причины подобного положения дел, и даже обратился к аудитории с просьбой помочь ему понять.
Постараемся объяснить г-ну послу на примере его страны. Допустим, некая страна совершила агрессию против США и оккупировала 20% территории его родины, изгнав пятую часть американцев из родных штатов. После этого в течение 20 лет государство-агрессор не проявляет никаких намеков на готовность освободить захваченные территории США и даже требует от Вашингтона освободить «оккупированные территории» марионеточного образования, созданного на захваченной части США, и при этом еще глагольствует о необходимости мира и дружбы между двумя народами. Покажется ли г-ну Брайзе странным тот факт, что бóльшая часть американцев будет против контактов с противоположной стороной и улучшения отношений, не видя с стороны того государства готовности и желания (даже в отдаленном будущем) уйти из захваченных территорий, а представители гражданское общества государства-агрессора, напротив, с удовольствием будут призывать американцев к долговечному миру без предусловий? Вроде, «беженцев в свои дома не пустим, захваченные территории не вернем, а дружить – пожалуйста, готовы хоть сейчас!»
Казалось бы удивительным для Госдепартамента США то обстоятельство, что при сохраняющейся оккупации Саддамом Хусейном Кувейта население последнего отвергает предложение диктатора о дружбе и улучшении отношений?
Надеемся, г-н посол теперь поймет причину подобной ситуации. Хотите дружбы – устраните причины, мешающие ей. Мир в условиях оккупации невозможен. Мир возможен только при восстановленных государственных границах. Это основа основ международных отношений! С одной стороны Госдепартамент США в своих ежегодных отчетах использует фразу «оккупированный Нагорно-Карабахский регион Азербайджана», признавая тем самым факт оккупации территории Азербайджана, а с другой стороны его сотрудник – посол США в Азербайджане г-н Мэтью Брайза – призывает два народа «дружить» и «забыть о войне», не делая при этом НИЧЕГО (не считая бессмысленной работы МГ ОБСЕ) для прекращения этой незаконной оккупации. Можно ли было говорить о контактах между гражданскими обществами США и Японии сразу после налета авиации на Пирл Харбор 7 декабря 1941 года? Почему администрация Франклина Рузвельта сразу после оккупации Судетов не призывала гражданские общества Чехословакии и Германии наладить контакты, вместе пить пиво и думать только о хорошем? Что-то не припоминаем, чтобы администрация Рональда Рейгана, аппелируя к Хельсинкскому принципу о недопустимости угрозы силой и ее применения, призывала Великобританию воздержаться от отправки флотилии к захваченным Фолклендским островам и вместо этого поощряла контакты между простыми аргентинцами и британцами с целью недопущения столкновения и установления атмосферы доверия (в условиях оккупации!!!).
США повезло с тем, что с момента обретения независимости это государство не знало, что значит иметь оккупированную часть территории! Может быть поэтому г-н Брайза сталкивается с трудностями в понимании азербайджанской стороны?!