Атаки проводились с тех же адресов, что и при атаках на эстонские сайты “во время российско-эстонской кибер-войны весной 2007 года”.
Как сообщает Bakililar.AZ со ссылкой на “Эхо”, американское издание Aviation Week обвинило российских хакеров в нападении на сервер нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Издание заявляет, что атаки проводились с тех же адресов, что и при атаках на эстонские сайты “во время российско-эстонской кибер-войны весной 2007 года”.”Уже продолжительное время российские хакеры при помощи спецслужб этой страны атакуют компьютерные серверы энерготрубопроводов, идущих из Азербайджана в Европу в обход России.
Так, некоторое время назад из-за атаки российских хакеров на сервер трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан его работа была приостановлена.
Поэтому западный нефтяной консорциум вынужден был перенаправить свою нефть по российскому трубопроводу Баку-Новороссийск.
Но после восстановления сервера БТД американскими специалистами деятельность этого нефтепровода была возобновлена”, – пишет американское издание.По данным газеты, “эти атаки на компьютерные сети трубопроводов исходили из тех же адресов, которые атаковали эстонские сайты во время российско-эстонской кибер-войны весной 2007 года”.
Весной 2007 года официальные правительственные сайты Эстонии подверглись массированным хакерским атакам.
Это произошло после того, как по решению властей в центре Таллинна был демонтирован памятник воину-освободителю, а останки солдат перезахоронены.Издание отмечает, что специалисты ЦРУ и ФБР, специализирующиеся в борьбе с киберпреступностью, уже взяли под свой контроль компьютерные серверы этих трубопроводов и перевели их в Вашингтон.Известие неординарное и даже тревожное, поскольку касается оно не только западных интересов.
Ведь по БТД прокачивается азербайджанская нефть, и за счет поставок по этой трубе во многом формируется ежегодный бюджет всей нашей страны.
Независимый эксперт в сфере безопасности, доктор юридических наук Кямиль Селимов отметил, что “тема эта весьма и весьма серьезная.
Я думаю, что свои комментарии тут должны дать прежде всего представители пострадавших сторон юридическим лицам, занимающимся проблемами хозяйственно-экономической деятельности энергетических трубопроводов.
Они должны сообщить, во-первых, на самом ли деле были подобные акции.
Если подтверждение будет получено, тогда наши спецслужбы должны будут серьезно заняться этой проблемой.
В чем заключается ее серьезность?
Во-первых, кибер-угрозы, кибертерроризм, организованная киберпреступность в компьютерный век представляют собой один из наиболее опасных видов незаконной деятельности.
Вспомним английского хакера, который несколько лет назад забрался в компьютерную систему безопасности Министерства обороны США.
В первый раз он отделался предупреждением, но после второй попытки был осужден, и Великобритания осуществила акт экстрадиции, выдала своего гражданина Америке.
Вот насколько серьезен этот вопрос.
А в силу того, что сейчас весь мир занят обеспечением своей энергетической безопасности, любое вторжение в такие системы государств – это уже проблема номер один для стран, по-настоящему защищающих свою национальную безопасность.
И я думаю, что если в данном случае имел место реальный факт несанкционированного, хакерского вторжения, то Министерство нацбезопасности Азербайджана имеет, во-первых, соответствующую систему технического контроля, и кроме того, у нас есть ряд соглашений в рамках Содружества независимых государств – о взаимодействии и оказании взаимопомощи по уголовным делам, в том числе между спецслужбами.
Они были заключены в 1994 году.
Так что, во-первых, нашему МНБ надо возбудить уголовное дело, а затем следует начать взаимодействие с коллегами из той страны, откуда зафиксировано виртуальное вторжение, по установлению конкретных физических либо юридических лиц – хакеров, которые занимались нарушением нормальной деятельности иностранных предприятий.
Если говорить о России, то при системе современного контроля, которая есть сегодня у их ФСБ, вычислить лиц, которые осуществили несанкционированный доступ в систему БТД, не представляет большого труда.
Поэтому – поменьше деклараций, и побольше движений, реальных действий.
Ведь если завтра кто-то из азербайджанских хакеров вмешается в одну из систем компьютерной безопасности РФ, и Москва обратится по этому поводу к Баку, то я не думаю, что правительство АР в рамках имеющихся между нами договоренностей оставило бы это обращение без какой-то существенной реакции.
Американцев в данном случае можно использовать для экспертных консультаций, для технических экспертиз.
А лица, осуществившие вторжение, должны быть привлечены к ответственности”, – отметил он.Понятно при этом, что из американской статьи следует, будто российские спецслужбы сами и прикрывают этих хакеров, отметил Селимов.
“Но давайте все-таки будем более прагматичными.
Действовали ли киберпреступники с ведома, либо по указанию спецслужб РФ, или нет – этот вопрос необходимо прояснить.
Если Азербайджан официально обратится к России с требованием выдать этих лиц или возбудить в их отношении уголовное дело и провести расследование с участием наших специалистов, то по реакции Москвы можно будет установить что тут к чему.
Но одно дело разведданные либо результаты журналистского расследования, и совсем другое – конкретные факты.
Например, в 1994 году неоднократно случались взрывы в поездах, курсировавших между Азербайджаном и Россией.
Обычно они случались на соседней территории.
И многие тогда предполагали, что к ним причастны спецслужбы России.
Однако потом удалось установить, что организатором всех терактов был гражданин Армении, профессиональный сотрудник их спецслужб, подполковник Оганесян.
Дело в том, что сначала нашей полиции удалось задержать некоего гражданина РФ по фамилии Ходорковский, жителя Краснодарского края.
Выяснилось, что армянские спецслужбы завербовали его для совершения терактов на территории Азербайджана.
Он был пойман во время установки взрывных устройств в специальных отсеках гражданского пассажирского поезда и во всем сознался.
Оказалось, что начальник отдела внешней разведки Армении подполковник Оганесян в то время практически проживал на территории России и организовывал такие акции.
Оганесян был в итоге привлечен к уголовной ответственности и был осужден Верховным судом РФ за осуществление актов террора.
Поэтому не надо заранее идти на поводу у эмоций и накалять обстановку без фактов в руках.
Будем действовать в рамках правового пространства и договоров между РФ и АР, использовать их ресурсы.
Таким методом мы добьемся большего результата”, – отметил эксперт.