Азербайджан годы находится в состоянии жесткой информационной войны

Если просто «пролистать» основные армянские информационные порталы, то даже без глубокого анализа сразу станет видно, что как минимум 6, а в большинстве случаев 8 из десяти имеющихся там материалов посвящены непосредственно Азербайджану и существующему между нами конфликту.

Как сообщает AZE.az, кандидат политических наук Асиф Усубалиев высказывает свою точку зрения об этом на echo.az. «Можно много разглагольствовать по данному вопросу, но если объективно, то не так уж и многому научили нас эти годы, прожитые в условиях открытой информационной войны.

Во-первых, действительно, материалов в открытом информационном поле глобального Интернета стало много больше в сравнении с теми же самыми девяностыми или даже с началом двухтысячных годов. Но произошло ли это только в результате профессионализации нашего кадрового потенциала?

Во-вторых, сегодня уже никто не опровергает факт наличия жесткой информационной войны. Наличие такого понимания дарит шанс на то, что будет сформулирована единая стратегия ведения этой борьбы, которая консолидирует все существующие потенциалы.

В-третьих, информация о применении двойных стандартов в системе международных отношений уже никого не удивляет, более того, об этом говорят сами же международные организации, которые и являются авторами и основными "героями" данной политики. Подобная ситуация несколько развязывает руки и позволяет вести более агрессивную борьбу.

Если просто "пролистать" основные армянские информационные порталы, то даже без глубокого анализа сразу станет видно, что как минимум 6, а в большинстве случаев 8 из десяти имеющихся там материалов посвящены непосредственно Азербайджану и существующему между нами конфликту.

При этом большинство этих материалов имеет аналитический характер. В этот процесс вовлечены буквально все, и в первую очередь их авторитетные ученые, к мнению которых прислушиваются не только представители внутренней аудитории, но и внешней. Мы реально проигрываем даже в этих элементарных показателях.

Прошу прощения, но дело даже не в нашей толерантности, а, увы, в отсутствии массовой вовлеченности в информационную борьбу. Это не тот случай, когда можно отмахнуться, сказав: не мое дело. Более того, данная задача не может быть функциональной обязательностью конкретного государственного ведомства.

Здесь к месту будет вспомнить слова президента Азербайджана Ильхама Алиева: "XXI век – век информационной борьбы… Считаю, что в этой области, как и во всех сферах, мы должны использовать не защитные принципы, а наступательную тактику". Согласитесь, данная стратегия требует не только профессионализма, но и определенной агрессивности в действиях. Информационная война предполагает необходимость стратегических разработок и ведения беспрерывного интеллектуального прессинга.

Информационная война – это борьба аналитиков и стратегов. Здесь борьба ведется не фактами (которые легко придумать), а аргументами, доводами, убеждениями и аналитической логикой. Уникальная особенность такой борьбы в том, что в результате аналитических разработок можно добиться формирования в международном сознании необходимой социально-политической установки.

Заметим, что в качестве стратегических приоритетов данной войны глава государства определил наступательную тактику, консолидацию потенциалов и профессионализм (в частности профессионализм журналистов). Интенсивность информационных потоков и характер событий, происходящих в контексте нагорно-карабахского конфликта, требуют постоянной бдительности.

Информационная война буквально обязывает каждого из нас быть вовлеченным во все происходящие здесь процессы. В противном случае мы будем не просто пассивными наблюдателями, а превратимся в доступный и уязвимый объект для информационно-политических манипуляций.

Особенность этих войн, которые в основном разворачиваются в виртуальном пространстве Глобальной информационной паутины, заключается в том, что они бесконтрольны, в них не бывает перерывов, и они не признают государственных границ.

Однако, несмотря на виртуальную природу Интернета, эффект от размещаемой там информации бывает достаточно ощутимым. Всего лишь четко сформулированная одна информация и правильно подобранная технология ее подачи могут стать гарантом успеха и эффективности реализуемой политики.

Слушая давно уже успевшие стать банальными комментарии ряда наших политологов и смотря информационные передачи, которые все больше стали походить на ток-шоу, сталкиваешься с повторяющимися доводами и аргументациями, которые, по всей вероятности, давно уже вызубрены нашими оппонентами.

А ведь предсказуемость в действиях означает подарить превосходство своему конкуренту. Должен признаться, монотонность и однородность всего того, что происходит вокруг процесса урегулирования конфликта, иногда, мягко говоря, удручает.

Достаточно сказать, что в данном контексте монотонность, хоть и косвенно, но все же способствует замораживанию конфликта. Поэтому инертность и монотонность для нас с вами непозволительная роскошь. Да, конечно, оговорок достаточно много. Среди оговорок есть и стандартные объяснения, которые применимы практически ко всем ситуациям.

Именно к ним в основном и прибегают политологи, комментируя те или иные конкретные события. К таким оговоркам можно отнести: политику двойных стандартов, миф о всемогуществе армянской диаспоры, лояльность России, наличие субъективных интересов стран-посредников, игнорирование Арменией норм международного права, алчность внешней политики Армении и т.д.

Безусловно, эти оговорки объективно имеют силу. Более того, они отражают политическую действительность вокруг процесса урегулирования существующего конфликта, но именно они и должны нас толкать на максимальную активность и личную вовлеченность в информационную войну. Если обратить внимание на характер этих объективно сдерживающих факторов, станет очевидным то обстоятельство, что война не может считаться оптимальным способом решения конфликта.

Следует признаться, что физическая война не решит проблему двойных стандартов, не заставит страны-посредники отказаться от своих геополитических интересов в регионе, тем более не изменит алчную натуру армянской политики. Можно предположить, что война столкнет нас с новыми обстоятельствами, которые не только усугубят ситуацию, но еще больше отодвинут процесс справедливого урегулирования конфликта.

Даже в случае широкомасштабной войны с применением всех потенциалов Вооруженных сил Азербайджана успехи и завоевания нужно будет закрепить и легализовать как в соответствующих структурах международных организаций, так и в политическом сознании международной общественности.

Даже при таком раскладе значимость информационных технологий особо актуализируется. Таким образом, принципиально важным является сосредоточение всех усилий и потенциалов на дипломатии, ведении наступательной информационной войны и активной внешней пропаганды азербайджанской действительности.

Пропаганда, будучи продолжением дипломатии, является внешне направленной политической акцией, которая в обязательном порядке должна иметь свои как тактические, так и стратегические особенности.

В противном случае любые действия приобретут случайно-стихийный характер, которые не будут иметь системного содержания, а, следовательно, и не будут эффективными. На данном этапе принципиально важна разработка единой стратегии внешней пропаганды Азербайджана.

Стратегия, которая не только определит методологический комплекс, но и придаст тональность, выявит приоритеты, обеспечит согласованность в действиях, а также будет способствовать интеграции усилий. В аналитической борьбе количество не всегда является показателем качества. Даже наоборот, поток неконтролируемой и несогласованной информации может дать обратный эффект.

А информация, которая ориентирована исключительно на внутреннюю публику в условиях открытой информационной войны и вовсе не имеет никого смысла, как минимум потому, что в контексте международных отношений, такая информация является беззубой».