Азербайджан предложил компромиссный вариант карабахского урегулирования

Араз Азимов рассказал о том, что подразумевается под компромиссом в переговорах.

Это стало своего рода ответом на заявление МИД Армении о том, что Азербайджан никогда не предлагал компромиссов в переговорном процессе.

Как сообщает Bakililar.AZ со ссылкой на АПА, замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов прокомментировал ход переговорного процесса с Арменией вокруг карабахского урегулирования.замминистра отметил, что в рамках урегулирования конфликта предусматриваются три принципа международного права – территориальная целостность, неприменение силы и право на самоопределение, за которыми стоят принципы территориальной целостности и неизменности границ без согласия государств, являющиеся общим знаменателем:

“Принцип самоопределения не должен приводить к разделу государства и отчуждению его территории без его согласия.

Самоопределение не означает независимости и никак его не оправдывает.

Это право может быть обеспечено только в рамках принципа территориальной целостности, и, таким образом, рассматривается как обеспечение внутреннего самоопределения, оценивается как норма, принятая в международной практике.Азербайджан, в соответствие с позиций, занятой для конструктивного решения вопросов на взаимной основе в ходе обсуждений, ведущихся с Арменией, готов перейти к определению статуса самоуправления населения региона Нагорного Карабаха путем самоопределения в рамках территориальной целостности, составляющего средний

знаменатель от позиции вертикального подчинения.

От Армении мы ожидаем такого же подхода, то есть – отказаться от требований о независимости Нагорного Карабаха путем нарушения территориальной целостности Азербайджана и согласиться на средний знаменатель, предложенный Азербайджаном (самоопределение в рамках территориальной целостности).

Это называют компромиссным вариантом, и это можно конструктивно оценить.

Без согласия Азербайджана изменение его территории и границ невозможно.

Таким образом, у Армении есть две возможности: либо она соглашается на продолжение нынешней ситуации, либо идет на урегулирование конфликта на основе среднего знаменателя, о котором идет речь.

Пока что мы не видим ясности со стороны Армении в этом вопросе.В частности, в вопросе статуса должны отметить, что определение статуса должно быть объективным, и оно должно происходить в условиях объективности.

Что подразумевается под объективными условиями: устранение фактора оккупации и возвращение всех территорий, восстановление соответствующей инфраструктуры и возвращение населения, и в частности азербайджанцев Нагорного Карабаха.

Без возвращения азербайджанцев в оккупированные регионы вопрос не решается, и статус Нагорного Карабаха может быть определен только населением региона в целом.

Население в этом регионе должно вновь жить вместе, сотрудничать в миролюбивых условиях, отойдя от враждебных чувств, строить добрососедские связи.

В таким условиях можно перейти к вопросу определения статуса.

Хочу еще раз подчеркнуть, что для определения статуса должен быть устранен фактор оккупации, и сотрудничество должно заменить вражду.До этого планируется последовательное осуществление мероприятий для решения стоящих перед нами важных задач – освобождения территорий, возвращения населения, восстановления сотрудничества.

Для осуществления этого Азербайджан должен будет сотрудничать с армянами Нагорного Карабаха.

После освобождения оккупированных территорий центральное правительство Азербайджана готово проводить работы социально-экономического значения в пользу как азербайджанцев, так и армян.

После возвращения азербайджанцев в Нагорный Карабах им должны быть созданы соответствующие условия, созданы возможности для создания связей с армянскими соседями.

Кроме того, у Армении тоже должны быть возможности для сотрудничества с азербайджанской стороной в Нагорном Карабахе.

Вместе с тем, какое-то время различные международные организации будут проводить в Карабахе различные программы.

Для проведения всех этих работ, построения сотрудничества и обеспечения равноправного проживания тамошнего населения предлагается введение до определения окончательного статуса временных договоренностей (временный статус).

Это, в свою очередь, обеспечит проживание обеих общин (азербайджанской и армянской) в одинаковых условиях и обладание ими одинаковыми правами.

На определенном этапе переговоров представители обеих общин, составляющих население Нагорного Карабаха, подключатся к работе в определенном порядке, чтобы они смогли участвовать в обсуждениях и решении затрагивающих их интересы вопросов.Даже если признание права на возвращение населения, которое было вынуждено покинуть свои земли в этом конфликте, будет принято как один из принципов, мы вновь должны будем уточнять некоторые вопросы.

Так, существует население, вынужденное за 20-лоетнюю историю конфликта с обеих сторон изменить место жительства.

Однако среди них помимо беженцев с территорий Армении и Азербайджана, есть другая, особая группа, понесшая наибольший ущерб.

Это – вынужденные переселенцы, которые есть только в Азербайджане (так как он является стороной, подвергшейся оккупации и этнической чистке) и число которых достигает 700 тысяч человек.

Таким образом, проблемы беженцев с обеих сторон будут решены на взаимной основе на последующих этапах.

Однако проблемы вынужденных переселенцев в связи с тем, что тяжесть оккупации выпадает только на долю Азербайджана, носят односторонний характер.

Тут попытки армянской стороны как-то уравновесить эту проблему неконструктивны и неприемлемы.

Оккупированные земли должны быть освобождены, вынужденные переселенцы должны вернуться, и тут недостаточно лишь признания права на возвращения.

Их возвращение должно быть обеспечено со стороны Армении как обязательство.

Этот вопрос особенно касается азербайджанцев, изгнанных из Нагорного Карабаха.

Их возвращение в этот регион имеет, помимо всего, особый правовой и политический вес.

Потому что только их возвращение создаст условия для устранения последствий этнической чистки, произошедшей в Карабахе, и для определения статуса.

Такой подход имеет императивный характер с точки зрения как норм и принципов международного права, так и с точки зрения этических норм.Одним из важных факторов урегулирования конфликта будет открытие дорог и границ, и тут первый принцип – все дороги и границы должны быть открыты одновременно, второй принцип – их открытие возможно только после освобождения территорий.

Особо должны отметить это в связи с открытием турецко-армянской границы – если открытие этих границ произойдет в односторонней форме, вопрос освобождения территорий от оккупации затянется и, таким образом, затянется возвращение азербайджанцев в Нагорный Карабах и прилегающие районы.

Рассуждая конструктивно, предлагаем открытие турецко-армянской границы как один из элементов урегулирования конфликта осуществить одновременно с освобождением территорий от оккупации и передачей в использование всеми сторонами дорог, в частности Лачинской дороги.

Этот принцип на нынешнем этапе должен быть принять и утвержден.

Без этого в нынешних условиях процесс урегулирования еще более затруднится”, – сказал Азимов.