Азербайджан раздумывает: вступать или не вступать в исламскую антитеррористическую коалицию?

По мнению отечественного военного эксперта, Азербайджану стоит вступить в это объединение и заручиться поддержкой остальных ее членов.

Как сообщает AZE.az, военный эксперт Узеир Джафаров заявил echo.az, что "Азербайджану стоит вступить в исламскую антитеррористическую коалицию и не опасаться, что террористы ИГ могут нанести ответный удар. Вообще волков бояться – в лес не ходить. Я считаю, что в первой половине 2016 года этой террористической организации будет нанесен сокрушительный удар.

Основные союзники Азербайджана – это Турция и Пакистан, которые входят в вышеуказанную коалицию. Войдя в данное объединение, страна заручится поддержкой остальных ее 34 членов".

По его словам, теоретически опасность от террористов или ее членов есть всегда. Сейчас наблюдается серьезная борьба с этим злом, страны понимают, что они сами дали возможность, чтобы террористская организация стала такой масштабной, поскольку в свое время закрывали на это глаза. Террористы сегодня действуют по принципу – уничтожить все самое ценное в мировой цивилизации. Азербайджан должен внести свой вклад в эту борьбу.

Как сказал эксперт, страны данной коалиции обязательно нанесут серьезные удары по ИГ, у террористов нет будущего. "Я не считаю, что наши солдаты должны воевать в первых рядах, эту миссию взяла на себя братская страна – Турция, но войти в коалицию Азербайджану необходимо, несмотря на все политические нюансы и опасения. Своим отказом или долгим раздумьем страна может потерять союзников", – пояснил он.

Между тем накануне газета "Аш-Шарк аль-Аусат" сообщила, что "Азербайджан и Таджикистан рассматривают возможность вступления в исламскую военную коалицию во главе с Саудовской Аравией". В информации отмечается, что глава диппредставительства Азербайджана в королевстве Расим Рзаев подтвердил, что Баку также рассматривает соответствующее предложение, поступившее от Саудовской Аравии.

"Азербайджан поддерживает стремление королевства в борьбе с терроризмом в любых его проявлениях, это соответствует интересам нашей страны. Поэтому мы изучаем предложение вступить в исламскую военную коалицию", – сообщил дипломат.

Кстати говоря, президент Таджикистана Эмомали Рахмон в январе посетит ближневосточную страну и встретится с королем Салманом. Стороны обсудят вопросы укрепления сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, в частности, возможность участия Душанбе в исламском военном блоке.

Напомним, что 15 декабря Саудовская Аравия сообщила о формировании состоящей из исламских стран коалиции для борьбы с ИГИЛ. В состав антитеррористической коалиции войдут 34 государства. Более 10-ти мусульманских стран заявили о поддержке этой коалиции, среди них есть и Азербайджан. Вхождение в коалицию, где представлены наши союзники Турция и Пакистан, обещает нам больше важных преимуществ, нежели опасных перспектив.

Как ранее сообщил руководитель пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев, состоялась телефонная беседа между министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым и министром иностранных дел Саудовской Аравии Аделем аль-Джубейром в "связи с вопросом присоединения Азербайджана к "Исламской коалиции против терроризма"". Как отметил Гаджиев, "в настоящее время этот вопрос рассматривается", и "как государство, пострадавшее от терроризма, Азербайджан категорически осуждает терроризм в любой его форме и проявлении".

Профессор кафедры современного Востока факультета истории политологии и права РГГУ, специалист по Саудовской Аравии Григорий Косач подчеркнул в комментарии газете "Взгляд", что исламская коалиция, созданная в Эр-Рияде, – это масштабное явление, касающееся не только Сирии, Ирака и борьбы против ИГИЛ. В любом случае эта коалиция – пока еще политический проект.

Речь не идет о военном альянсе, это консультативный орган по обмену развединформацией и кооперации в целях борьбы с террором. "Исходя из заявлений третьего человека в Саудовской Аравии, принца Мохаммада бен Салмана, цель коалиции – противостояние всем формам терроризма не только на территории Сирии и Ирака. Это куда более значительный проект, нежели просто коалиция, которая направлена на борьбу против ИГИЛ в Сирии или Ираке", – сказал эксперт.

Григорий Косач подчеркнул, что обязательных решений в рамках новой коалиции приниматься не будет. Минобороны Саудовской Аравии заявило, что все члены будут действовать так, как посчитают нужным. Собеседник отметил геополитические цели новой коалиции. "Я не исключаю, что Эр-Рияд пытается активизировать деятельность "Организации исламского сотрудничества" для того, чтобы противодействовать Ирану. Косвенно данный тезис подтверждается тем, что Мохаммад бен Салман в своем выступлении отметил, что члены коалиции успешно действуют в Йемене.

Известно о противостоянии Саудовской Аравии и Ирана. Эр-Рияд обвиняет Тегеран в том, что его политика является источником проблем для Сирии и причиной возникновения ИГИЛ. Это еще раз подтверждает то, что альянс создается против Ирана. Косвенно можно полагать, что новая коалиция направлена также и против России, так как Москва и Тегеран осуществляют совместные действия, скажем, в Сирии", – отмечает Григорий Косач.

Эксперт Московского Центра Карнеги, востоковед и политолог Алексей Малашенко согласен с позицией Григория Косача, что создание коалиции на данном этапе – это скорее политический, информационный или символический проект. Согласен Малашенко и с другим тезисом Косача: что, так или иначе, создание данной коалиции – это антироссийский шаг.

"Саудовская Аравия подтвердила, что она лидер суннитского мира. Из шиитских стран в коалицию вошел только Бахрейн, но и там у власти сунниты. Созданием этой коалиции Эр-Рияд показал России, что вы, мол, сотрудничаете с шиитским Ираном, а большинство мусульманских стран с нами.

Де-факто эта коалиция ничего делать не будет. В Сирии и Ираке уже существует две коалиции. Одна – большая, во главе с США и с участием Саудовской Аравии. Другая – с участием России, Ирана, Ирака, Сирии и "Хезболлах", – сказал в комментарии газете "Взгляд" Алексей Малашенко.

Собеседник также отметил, что ИГИЛ представляет реальную угрозу для безопасности Саудовской Аравии, и поэтому наличие подобной коалиции – это необходимость для монархии.

Военный эксперт, редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский полагает, что создание Саудовской Аравией подобной коалиции – это скорее информационно-пропагандистская акция, нежели формирование военного блока. "Уже существуют две антитеррористические коалиции. Зачем еще одна коалиция?" – задается вопросом Мураховский в беседе с газетой "Взгляд". Полковник подчеркнул, что с военной точки зрения новая коалиция вряд ли сможет изменить геополитическую ситуацию в регионе.

"Странно именно с военной точки зрения, что в исламскую коалицию не вошли страны, которые активно борются против терроризма. Я имею в виду Сирию, Ирак и Иран. Зато в коалицию записали практически несуществующее государство – Сомали. Я не говорю о политике и соперничестве разных стран региона, а только о военной составляющей", – подытожил военный эксперт.

Тем временем, как заявил глава МИД России Сергей Лавров, для урегулирования ситуации в Сирии принципиально важно объединить усилия всех, кто борется с терроризмом, передает РИА "Новости". "Принципиально важно для урегулирования в САР собрать воедино возможности всех тех, кто нацелен на решительную борьбу с терроризмом", – сказал глава МИД России. Отметим, что в Сирии с марта 2011 года продолжается вооруженный конфликт, в результате которого, по данным ООН, погибли более 250 тысяч человек.

Правительственным войскам противостоят отряды боевиков, принадлежащие к различным вооруженным формированиям. Наиболее активными являются боевики экстремистских группировок "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра". С 30 сентября Россия по запросу президента Сирии Башара Асада начала наносить точечные авиаудары по объектам ИГ и "Джебхат ан-Нусры" в Сирии. При этом коалиция во главе с США с сентября 2014 года наносит удары по позициям ИГ в Сирии в обход СБ ООН и не координирует свои действия с сирийскими властями.