Азербайджан только выиграет от новой газовой войны между Москвой и Киевом

Европейскому Союзу вновь угрожает газовая война между Российской Федерацией и Украиной.

Как сообщает AZE.az, вновь возникла угроза “газовой войны” между Киевом и Москвой, пишет газета Die Welt. Но спор о цене на газ второстепенен. Для России речь идет не о деньгах, а о власти. А ЕС смотрит и ничего не предпринимает.

В Восточной Европе, если верить приметам, снова назревает конфликт, о котором в Брюсселе говорят (или по крайней мере думают) так: “Да минует нас чаша сия”. Две “газовые войны” – зимой 2006 и 2009 – Россия и Украина уже пережили. Тогда политический подтекст был очевиден: в Киеве к власти пришла новая команда, которая во внешней политике взяла курс на Европу. Это не нравилось соседу Владимиру Путину, который в предвыборной кампании поддерживал “дореволюционный” режим. Поэтому российский концерн “Газпром” сократил поставки газа в направлении Украины.

На сей раз все немного иначе. Виктор Янукович, которому Путин когда-то помог в предвыборной борьбе, в 2010 году пришел к власти на Украине: с небольшим отрывом – три процента голосов – он опередил во втором туре президентских выборов Юлию Тимошенко. Однако отношения между Москвой и Киевом снова испортились, и сейчас настроение еще хуже, чем тогда. Между тем всем уже стало понятно, что Москву, важнейшего игрока в регионе, интересуют в первую очередь не деньги, ведь “Газпром” получивший рекордную прибыль, провозгласил себя самым доходным государственным концерном в мире. Кремлю сейчас даже не важно, кто конкретно находится у власти в Киеве, речь идет о том, как сделать Украину послушной, подчинить ее своей власти. В отношениях с Беларусью Путин в этом плане добился уже многого.

И в отношении Украины с наступлением нового года тон Москвы изменился. Внутриполитическое давление в России может заставить Путина искать спасения во внешней политике, и в энергетических вопросах “Северный поток” предоставляет ему новые возможности для маневра. Сейчас совершенно открыто речь идет о газотранспортной сети. Глава “Газпрома” Алексей Миллер заявил, что стоимость газотранспортной системы Украины – важнейшей транзитной страны – не превышает 20 миллиардов долларов…

Украина жалуется, что из всех стран Европы она в данный момент платит самую высокую цену за российский газ – 416 долларов за тысячу кубометров. Она уже давно выпрашивает, вымаливает, требует подписания нового газового соглашения – действующий договор от 2009 года предоставляет такую возможность. Но Москва упрямо стоит на своем, а Киев прибегает к последнему средству: правительство заявило, что с нового года будет закупать у России вполовину меньше газа и переориентируется на каменный уголь…

Картинка не была бы полной без третьего игрока в этом треугольнике: Брюсселя. Уже давно идут переговоры об ассоциации ЕС и Украины, включая создание зоны свободной торговли. В декабре в Киеве соглашение должно было быть парафировано. Но представители ЕС Баррозу и ван Ромпей приехали, посмотрели и ничего не подписали. ЕС, очевидно, оказался расколотым. Соседи Украины не хотят, чтобы процесс этот прервался и указывают на то, что последующая ратификация соглашения национальными парламентами ЕС предоставила бы достаточно возможностей заставить Киев соблюдать европейские стандарты. Федеральное правительство, напротив, по непонятным причинам не поддерживает эту стратегию…

И что же делает Европейский Союз? Что касается решения газовых вопросов, то здесь звучат лишь слова. Как подчеркнул Баррозу в Киеве, в рамках программы “Восточное партнерство” ЕС будет содействовать развитию гражданских обществ в обход власть имущих, которые, как известно, сменяют друг друга. Он призвал общественность контролировать процесс сближения Украины с ЕС с обеих сторон, в том числе и действия Евросоюза. Если Баррозу всерьез имел это в виду, то подготовленное, но не подписанное соглашение с Украиной должно быть, наконец, опубликовано. Европейская общественность, включая украинскую, имеет право знать, о чем ведутся переговоры и что стоит на кону. Иначе однажды разгорятся дебаты о том, кто потерял Украину.