Азербайджана может поставлять в Европу 10 млрд куб. м газа ежегодно, начиная с 2017, при добыче 26 млрд куб. м в год.
Как передает AZE.az, президент Польши Бронислав Коморовский во время рабочего визита в Азербайджан сообщил, что Евросоюз и Польша заинтересованы в достройке украинского нефтепровода Одесса – Броды до польских городов Плоцк и Гданьск. Более того, он заявил, что Польша ждет от партнеров бизнес-план проекта. Украинские же эксперты утверждают, что Украина сделала в этом проекте все от нее зависящее, впрочем, как и Азербайджан, отмечает МинПром. Задержка проекта заключается в медлительности именно польской стороны – относительно выделения земель под нефтепровод и прокладки магистрали.
Правительство Польши при поддержке Евросоюза активизировалось в программе по снижению энергетической зависимости от России. Недавно Б.Коморовский посетил Азербайджан, где встретился со своим коллегой Ильхамом Алиевым. Стороны обсудили возможности поставок азербайджанского газа и нефти в Европу. По словам И.Алиева, Азербайджан заинтересован в сотрудничестве между регионами Каспия, Черного моря и Балтики по поставкам нефти и газа. Также он подчеркнул, что Польша играет очень важную роль в выводе на европейский рынок азербайджанских энергоресурсов.
Президент Польши, в свою очередь, сообщил, что Польша и Евросоюз заинтересованы в реализации проекта нефтепровода Одесса – Броды – Плоцк – Гданьск и ждут бизнес-план по поставкам азербайджанской нефти в Польшу. “Европейский союз и Польша заинтересованы в этом нефтепроводе, имеющем политическое и экономическое значение. Мы ждем точный бизнес-план, который позволит выяснить, сколько нефти по нему будет поступать из Азербайджана и сколько Польша сможет принять”, – сказал Б.Коморовский.
В планы Азербайджана входят поставки в Европу 10 млрд куб. м газа ежегодно, начиная с 2017, при добыче 26 млрд куб. м в год. Нефти же на данный момент Азербайджан добывает около 50 млн тонн в год. При этом, как подчеркнул Б.Коморовский, польский НПЗ в Чехии уже имеет опыт переработки азербайджанской нефти в объеме 1 млн тонн.
По словам участников проекта, технико-экономическое обоснование достройки нефтепровода Одесса – Броды – Плоцк – Гданьск, которым занимается консорциум “Сарматиа”, ожидается в следующем году. В состав консорциума входят госнефтекомпания Азербайджана SOCAR, Georgian Oil and Gas Corporation Ltd. (Грузия), Укртранснафта (Украина), Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych Przyjazn SA (Польша, по 24,75% акций у каждой компании) и AB Klaipedos Nafta (Литва, 1%).
Ранее вице-президент SOCAR Виталий Байларбаев уже сообщал, что достройка нефтепровода до Польши обойдется до 600 млн евро. А сама реализация проекта после утверждения ТЭО займет 3,5 года: координация и выделение земельных участков – полгода, проектирование – 1 год, строительство – 1,5-2 года.
Следует отметить, что на сегодняшний день нефтепровод Одесса – Броды является единственным путем диверсификации транзита нефти не только в Украину, но и в Европу. Нефтепровод – это украинский проект, он строился под руководством бывшего главы нефтепровода “Дружба” Любомира Буняка. И создавался он не для прокачки каспийской нефти в Европу и Польшу, а для транзита нефти на западноукраинские НПЗ. Также планировалось создать перемычку в районе Одессы и качать нефть на восток – Лисичанский, Кременчугский и Херсонский НПЗ, который в то время еще был в строю. Уже в 1993-1995 годах Россия пугала Украину прекращением поставок нефти. Поэтому собственники нефтеперерабатывающих заводов обратились к Л.Буняку с просьбой придумать вариант диверсификации транзита нефти на тот случай, если Россия реализует свои угрозы.
Л.Буняк на свой страх и риск принялся строить нефтепровод Одесса – Броды, при этом сырьем для нефтепровода должна была служить не каспийская нефть, а средиземноморская. И только в 2002-2003 годах, когда нефтепровод был достроен, а Л.Буняк отстранен от должности руководителя нефтепровода “Дружба”, появилась группа людей, активно лоббирующих достройку нефтепровода Одесса – Броды до польского города Плоцк, причем поляки не принимали участия в этом проекте.
“Реально только в 2004 году было создано украинско-польское СП “Сарматиа” для реализации проекта по транспортировке нефти в Польшу. И вот уже 7 год они занимаются перманентной разработкой ТЭО для трубы до Плоцка. В 2007 году к “Сарматиа” присоединились Азербайджан (SOCAR), Грузинская нефтегазовая корпорация (GOGC) и литовская “Klaipedos Nafta”. Получается, что до 2007 года “Сарматиа” готовилась строить трубу до Плоцка, не имея партнера, который будет поставлять нефть”, – сказал МинПрому эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.
По мнению эксперта, существуют два варианта достройки нефтепровода Одесса – Броды. Первый – строительство ветки Броды – Плоцк протяженностью 490 км. При этом по территории Украины до границы с Польшей – 100 км, а польский участок равен 390 км. Стоимость польского участка на данный момент составляет 700-800 млн долл. Однако к этой сумме еще надо добавить стоимость земельных участков под строительство нефтепровода. Участки необходимо выкупить у частных владельцев, что может обоойтись еще в 400-600 млн долл. Стоимость строительства ветки на украинском участке Ю.Корольчук оценивает в 100-200 млн долл. В результате реализация проекта может суммарно составить около 1,5 млрд долл.
Второй вариант – Броды – Адамова застава протяженностью 250 км. Адамова застава – это станция возле границы Польши и Беларуси на участке нефтепровода “Дружба”, и от Адамовой заставы до Плоцка уже существует нефтепровод. Эксперт оценивает строительство данной ветки в 400-500 млн долл. “Второй вариант поляки лоббируют давно. Ведь в таком случае им придется построить не 390 км трубы, а всего 50 км – от границы Украины – Польши – Беларуси до пункта Адамова застава. Остальные 200 км Польша хочет повесить на Украину”, – считает Ю.Корольчук.
При этом, отмечает эксперт, Польша должна была собственными силами достраивать нефтепровод до Плоцка, так как Украина уже выполнила свою часть работы, построив Одесса – Броды. К тому же от Плоцка до Гданьска уже существует нефтепровод, который можно соединить с Броды – Плоцк. О долях в проекте, по мнению эксперта, пока рано говорить, так как неизвестно, кто какой участок будет строить, и сколько денег готовы выделить стороны. В то же время он обращает внимание на одну весьма актуальную проблему. “Очень серьезной проблемой для поляков является земля. Еще в 2004 году поляки провели исследование, в ходе которого выяснилось, что не многие готовы отдавать свою землю под трубу”, – говорит Ю.Корольчук.
Украина в случае реализации проекта Броды – Плоцк могла бы вернуть свои затраты на строительство в течение 1-2 лет, однако при условии, что по Одесса – Плоцк будет ежегодно прокачиваться около 10 млн тонн нефти. “Если бы теоретически качали по трубе от Одессы до границы с Польшей хотя бы 10 млн тонн нефти, то могли бы зарабатывать около 150 млн долл. в год. Все зависит от объемов”, – отмечает Ю.Корольчук.
По словам эксперта, Азербайджан еще не готов на данный момент запланировать объемы нефти для прокачки по нефтепроводу. “Вся проблема – в мифичности достройки нефтепровода. Азербайджану невыгодно оказаться через несколько лет перед фактом, что “Сарматиа” не сможет потреблять законтрактованные объемы нефти. А проект может рассчитывать исключительно на Каспий. Другие пути доставки нефти – Ирак, Иран – будут очень дорогостоящими”, – подчеркивает Ю.Корольчук.
Также он считает, что с европейскими трубопроводами проект до Плоцка не соединится: “Только в Северную Германию и для Польши. Для Чехии, Венгрии и Австрии нефть следует транспортировать по нефтепроводу “Дружба” в сторону Ужгорода”.
Отметим, что серьезности намерений Польши и Евросоюза эксперт пока не чувствует, так как их ожидания уже тянутся более 7 лет. На данный момент создание ТЭО и строительство трубы – забота европейских партнеров, в то время как они не по-партнерски кивают в сторону Украины. “Есть глубокие сомнения, что и на этот раз Польша придпримет конкретные шаги для реализации проекта. Если бы процесс начался, то первым делом поляки решали бы земельный вопрос и вместе с Украиной договаривались с Азербайджаном о поставках нефти. А этого нет”, – резюмировал Ю.Корольчук.