Трубопровод "Набукко", возможно, еще не совсем почил в бозе. Есть вероятность, что уменьшенный вариант давнего проекта станет составной частью совместных азербайджано-турецких планов по транспортировке газа из Каспийского бассейна в страны Европы в обход России.
Как передает AZE.az со ссылкой на EurasiaNet, в статье «Азербайджан-Россия: Каспийская газопроводная гонка набирает обороты» автор – главный редактор ежемесячника Американской торговой палаты в Грузии Молли Корсо пишет о том, что экспорт каспийского газа стал главной темой обсуждения на 11-ой грузинской международной выставке-конференции “Нефть, газ, энергетика и инфраструктура”, прошедшей 28 марта в Тбилиси. Из разговоров участников конференции стало ясно, что маневрирование по данному вопросу далеко не закончилось.
Еще в декабре Турция и Азербайджан подписали меморандум о взаимопонимании по строительству Трансанатолийского трубопровода TANAP, по которому планируется осуществлять поставки азербайджанского газа в страны Европы. Данный проект, ориентировочная стоимость которого может составить более 5 млрд. долларов, казалось бы, нанес смертельный удар по инициативе со строительством газопровода “Набукко”, то и дело откладывавшимся из-за отсутствия надежных поставщиков сырья.
Согласно заявлениям министра энергетики Азербайджана Натика Алиева, изначально соглашение по трубопроводу TANAP планировалось окончательно доработать в начале марта. Однако пока стороны еще не поставили свои подписи под соответствующим документом.
По словам научного сотрудника Центра стратегических исследований при президенте АР Гульмиры Рзаевой, окончательное оформление соглашения задерживается из-за технических разногласий по вопросу юрисдикции. “Турция хочет, чтобы договор регулировался турецкими законами, с чем ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики), конечно же, не может согласиться”, – говорит Гульмира Рзаева, принимавшая участие в работе тбилисской конференции.
Евросоюз, скорее всего, тоже воспротивится подчинению проекта TANAP турецким законам, добавляет она. “ЕС не захочет зависеть от турецкого законодательства в деле транспортировки газа”, – отмечает специалист. На взгляд Гульмиры Рзаевой и других участников конференции, представляющих экспертное сообщество, нынешние трудности будет урегулировать сравнительно несложно. “Это просто вопрос времени, – сказала она EurasiaNet.org. – Данный договор, несомненно, будет подписан, поскольку он отвечает интересам обеих стран”.
“Никто не станет предлагать и рассматривать такой проект, как TANAP, если на самом деле не собирается его реализовывать”, – полагает британский эксперт по энергетической безопасности Джон Робертс.
На данный момент условиями соглашения по проекту TANAP предполагается, что Азербайджан будет ежегодно поставлять в Турцию 16 млрд. кубометров газа, из которых Турция 6 млрд .кубометров изымет для собственных нужд, а остальное будет транспортировать на европейские рынки. Строительство трубопровода планируется завершить в 2017 году.
Без ответа пока остается вопрос, нависший над проектом TANAP и другими планируемыми экспортными маршрутами, и звучит он следующим образом: по какому маршруту будут поставляться энергоресурсы, добываемые в рамках второй стадии освоения месторождения “Шах-Дениз”? Как указывает ведущий партнер консорциума “Шах-Дениз”, компания ВР, окончательное решение будет принято не раньше 2013 года. Как отмечает генеральный управляющий Нил Данн компании BP Exploration Georgia, главный стратегический выбор, стоящий перед консорциумом “Шах-Дениз”, заключается в том, куда направить газ: на Балканы и Италию или в Центральную Европу.
Проект TANAP может быть реализован вне зависимости от того, какое решение в итоге примет консорциум “Шах-Дениз”. Главным яблоком раздора в отношении данного проекта является вопрос, что станется с газом, когда он покинет турецкую территорию. И процесс принятия этого решения, похоже, дает консорциуму “Набукко” возможность вернуться в трубопроводную игру.
На взгляд Рзаевой, модернизированная и уменьшенная версия “Набукко”, так называемый “западный “Набукко””, в привязке к проекту TANAP может стать главным претендентом на роль центральноевропейского экспортного коридора. Западный “Набукко” “имеет шанс на победу, потому что уже располагает всеми необходимыми документами”, подчеркивает эксперт, имея в виду транзитные соглашения с конкретными странами.
В конечном итоге, как предостерегает бывший американский дипломат высокого ранга, спор вокруг конкурирующих трубопроводов заключается не в том, кто первый придет к финишу, а в том, чтобы предоставить наилучший набор вариантов для обеспечения региональной энергетической безопасности. “Нужно подняться над мышлением, в котором один трубопровод противопоставляется другому, и задуматься об их значении с точки зрения безопасности”, – подчеркивает бывший посол США в Азербайджане Мэтью Брайза.