Азербайджанская нефть – участник большой игры между Россией, Украиной и Беларусью

По мнению белорусских аналитиков, карточные расклады в нефтяной игре, которую ведут Россия, Украина и Беларусь, прояснились. Стороны поменяли карты и получили новые комбинации.

Теперь исход игры зависит от того, которая из сторон выскажет большую готовность к повышению политических ставок.

В частности, крайне удачную смену карт, или, используя ставший модным американизированный деловой жаргон, — своп (обмен. – англ.) – провела Беларусь.

Анонсируя запланированную на 17 ноября пробную прокачку нефти из Одессы в Мозырь по трубопроводу Одесса-Броды, белорусский вице-премьер Владимир Семашко обмолвился: нефть эта не будет венесуэльской. Более того – венесуэльская нефть, вероятно, скоро перестанет поступать в Беларусь вообще.

Вместо этого Минск надеется получать сырье из другого источника – по системе своп. Правда, источник он не уточнил — не стоит, мол, говорить гоп, пока не подписаны контракты. Но большой загадки это не составляет.

Зато агентства ранее цитировали представителя украинского правительства, который подробно расписал схему планируемых поставок своповой нефти в Беларусь из Азербайджана. Планируется, что сырье будут доставлять через трубопроводы, соединяющие Черное море с Каспийским, откуда в Одессу их повезут танкеры – аналогично тому, как сейчас осуществляются азербайджанские поставки на Кременчугский нефтеперерабатывающий завод в Полтавской области.

Венесуэла же, в свою очередь, берется исполнять обязательства Баку перед США. В прошлом году американские компании закупили в Азербайджане около 4 миллионов тонн нефти, сообщает AZE.az со ссылкой на зарубежные источники.

Согласно подсчетам украинских чиновников, своповый договор, позволяющий ликвидировать трансатлантический маршрут, сэкономит около 50 долларов на тонну как Баку с Вашингтоном, так и Каракасу с Минском.

Но это еще не все. Дополнительные 25-30 долларов с тонны Беларусь сэкономит за счет отказа от железнодорожной транспортировки по Украине – в пользу прокачки по трубопроводам.

Совокупная экономия в 70-80 долларов за тонну делает венесуэльский проект сравнительным по стоимости с поставками нефти из России. Учитывая, что Минск получает альтернативное сырье по бартеру, альтернативные поставки могут стать для белорусского бюджета существенным подспорьем.

Правда, по каким именно трубопроводам потечет нефть и по какому тарифу, – будет зависеть от того, у кого первого сдадут нервы в противостоянии между Москвой и Киевов относительно транзитных платежей. В частности, если Украина не снизит стоимость прокачки по своей территории, Кремль угрожает перенаправить нефтяные потоки из «Южной Дружбы» в свежепостроенный нефтепровод БТС-2. Правда, такой сценарий чреват и для Москвы некоторыми осложнениями.

По БТС-2 нефть будет качаться к Балтийскому морю, откуда покупателям ее повезут танкерами. Но в первую очередь этот трубопровод планировалось заполнить за счет нефти, которая теперь прокачивается через Беларусь в Польшу. И дело не только в политическом давлении Москвы на Минск. Отказ от прямых трубопроводных поставок сказывается на стоимости транспортировки. Для НПЗ в морском порту Гданьск удорожание за счет перехода к морской перевозке будет едва ощутимым. Но в Чехию, Словакию, или Венгрию нефть придется везти железной дорогой. Последующий скачок цен может не только вызвать раздражение у руководства этих стран, но и побудить их переключиться на поставки углеродного сырья из других источников.

Рассматривается возможность при необходимости прокачивать нефть по трубопроводам Одесса-Броды и «Дружба» в обоих направлениях. Но процесс перемены реверсного режима на аверс занимает около 40 дней, не говоря уж о связанных с этим затратах. Проведение такой операции вряд ли будет иметь коммерческий смысл чаще, чем раз в год.

Таким образом, решение вопроса о трубопроводных поставках каспийской нефти в Беларусь во многом будет зависеть от того, кто первый сбросит карты в противостоянии между Киевом и Москвой.

Но если победителем выйдет Москва, то в долгосрочной перспективе даже это может обернуться для Беларуси выгодой.

Украина же заинтересована в каспийском транзите при любом раскладе. Если «Южная Дружба» все-таки окажется занята российской нефтью, это лишь ускорит работы по строительству новых транзитных путей из Черного моря в Беларусь.