Член исполкома Общественной организации «Азербайджанская община Нагорно-Карабахского региона Азербайджанской Республики» Эйваз Гусейнов прокомментировал недавнее заявление заместителя министра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна о сорванной армянской стороной встрече между двумя общинами Нагорного Карабаха в Берлине.
«Прежде чем давать азербайджанской стороне абсолютно смехотворные советы, внешнеполитическому ведомству Армении следовало бы взглянуть со стороны на свои собственные действия. Что-то не замечала пока азербайджанская сторона, чтобы Армения пыталась предпринять какие-то конкретные шаги к установлению контакта с полумиллионным коренным азербайджанским населением Армении, депортированным за годы существования Армянской ССР тремя волнами с исконных земель своих предков. Только после этого у Еревана появится хоть какое-то минимальное моральное право давать Баку аналогичные советы».
«Всему миру известно, что азербайджанские беженцы из Армении – это первопричина появления армянских беженцев из Азербайджана как таковых. Г-ну Шаваршу Кочаряну также прекрасно известно, что последняя стадия армяно-азербайджанского конфликта началась в конце 1987 года с актов насильственного изгнания азербайджанцев из Гафана и Улуханлы. Это были первые беженцы. И первой пролитой кровью была также азербайджанская, и пролилась она также от рук армян, убивших двух азербайджанцев в Аскеране за несколько дней до беспорядков в Сумгаите, в которых, к слову, орудовали также этнические армяне во главе с их главарем Эдуардом Григоряном, что было подтверждено тогдашим заместителем генпрокурора СССР Александром Катусевым».
«В действительности это армянская сторона все время пытается извратить суть конфликта, пытаясь поставить на одну плоскость азербайджанскую общину Нагорного Карабаха и армянских беженцев из Баку. Между тем, эквивалентом азербайджанской общины Нагорно-Карабахского региона Азербайджана является армянская община этого края, в то время как эквивалентом армянских беженцев из Азербайджана, к которым Ш.Кочарян пытается приравнять азербайджанских внутренних переселенцев из Нагорного Карабаха, являются азербайджанские беженцы из Армении. Слишком рано пытается МИД Армении списать со счетов азербайджанских беженцев из Армении».
«Что же касается советов замминистра МИД Армении, то Баку, возможно, готов будет рассмотреть вопрос об установлении контактa с армянскими беженцами из Азербайджана, если Ереван предпримет аналогичный шаг и установит контакт с азербайджанскими беженцами из Иравана, Зангезура, Восточной Гёйчи и других махалов нынешней Армении, а также если две равноценные общины Нагорно-Карабахского региона также установят прямой контакт между собой и обсудят вопросы неизбежного совместного проживания в рамках единого Азербайджанского государства. Азербайджанская сторона уже выступила с такой инициативой, и это является свидетельством ее конструктивной позиции. А связать несвязуемое, как это пытается своей традиционной и рассчитанной на внутреннего потребителя демагогией сделать г-н Шаварш Кочарян, ставя на одну плоскость совершенно разные категории – это занятие абсолютно бесперспективное, демонстрирующее всему миру, какая из сторон в действительности является неконструктивной».
Одновременно Эйваз Гусейнов отметил, что у армянской общины Нагорного Карабаха есть еще шанс вступить в диалог.
Представитель карабахских азербайджанцев посоветовал армянской общине не следовать указкам из Еревана и, придя на предстоящие в будущем встречи, продемонстрировать, что она самостоятельно принимает решения и не является марионеткой в руках у Еревана. «Мы расчитываем на то, что наши армянские партнеры по Карабаху освободятся от деструктивных подсказок Еревана и продемонстрирует самостоятельность, вступив в инициированный нами и поддерживаемый сопредседателями МГ ОБСЕ межобщинный диалог», сказал Э.Гусейнов.