Завтра в Астане откроется саммит ОБСЕ вверхах.
На предстоящем 1-2 декабря в Астане саммите ОБСЕ видится маленький проблеск на фоне процесса урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. В случае исчезновения этого проблеска повысится вероятность возобновления конфликта, скорее, он будет неизбежным.
Такой вывод, как сообщает AZE.az со ссылкой на ANS Press, можно сделать из прогнозов азербайджанских политологов по поводу предстоящего саммита ОБСЕ в плане урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Политолог Вафа Гулузаде не ожидает от Астанинского саммита каких-либо подвижек по нагорно-карабахскому конфликту:
"Как вы знаете, позиция армянской стороны остается по-прежнему неконструктивной. На них никто не оказывает давления. России следовало бы надавить, но она этого не желает делать. Поэтому в Астане ожидать каких-либо подвижек по карабахскому вопросу не стоит", – отметил он.
Относительно повышения вероятности возобновления военного конфликта в случае отсутствия динамики в переговорах между сторонами конфликта в Астане, политолог отметил, что такая вероятность была всегда.
"Поэтому, заранее сложно сказать что-то. В случае вероятности войны нападать будут на нас, а не мы. Потому что перед нами стоит не Армения, а Россия. Меня больше волнует нападение России на Азербайджан под армянским флагом. Россия уже продемонстрировала один раз свою силу, напав и оккупировав часть Грузии. Двадцать процентов нашей территории также оккупировано при помощи России. Все позиции армянской стороны также определяются ею. Именно по вине России достичь мира не удается вот уже на протяжении 18 лет. Причина в этом", – отметил В.Гулузаде.
Политолог отметил, что на предстоящем саммите крупные державы, обсуждая вопросы повестки, постараются укрепить свои позиции: "Что касается ОБСЕ, эта организация не имеет какого-либо исполнительного аппарата. Эта организация не может показать силу или оказать давление на кого-то. Не может что-то решать. Но посредством подобных саммитов мировые державы, в том числе Россия, демонстрируют и укрепляют свои позиции".
Политолог Расим Мусабеков, напротив, считает, что переговоры в рамках Астанинского саммита, могут обусловить какой-то конкретный вопрос:
"На предстоящем саммите будет какой-то сдвиг. Говорить о степени его значимости пока преждевременно. Как бы то ни было, оптимизма здесь немного. Если по итогам встречи не будет предпринято никаких шагов в направлении мирного соглашения, то это может привести к эскалации напряжения и стороны еще больше приблизятся к конфликту".
Отсутствие какого-либо сдвига на саммите Расим Мусабеков также считает своего рода результатом. По его словам, после этого Азербайджану следует выработать свою позицию, т.е. ясность этому будет внесена на саммите.
Эксперт Мубариз Ахмедоглу считает Астанинский саммит с точки зрения урегулирования карабахской проблемы более значимым и преобладающим, нежели Афинский: "Однако я сомневаюсь, что какой бы конкретной ни была формула, принятая на предстоящем саммите, она вряд ли положит начало к практическому урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Серж Саргсян будучи с визитом в Туркменистане выразил согласие урегулированию конфликта на основании трех принципов – неприменения силы, территориальной целостности и самоопределения наций. Т.е. Саргсян может принять в Астане принципы, которые он отвергнул до этого в Афинах. Но он не даст согласия на "дорожную карту", которая дает возможность с бумаги претворить в жизнь процесс урегулирования".
Относительно вероятности возобновления военного конфликта между сторонами Мубариз Ахмедоглу сказал, что это не зависит от нас и Ереван уже заявлял о намерении принудить Азербайджан к началу боевых действий.
"Армения в настоящее время избрала путь войны. Даже если Ереван решится вернуть Карабах, то, опять же, сделает это военным путем. По этой причине возможность урегулирования конфликта мирным путем составляет 10%, а военным – 90%. Т.е. война практически уже на пороге. Без войны урегулировать конфликт невозможно", – отметил эксперт.