Политологам был задан вопрос, чего ожидать от встречи в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Как сообщает AZE.az, завтра в Казани по инициативе российской стороны в рамках процесса переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта состоится очередная встреча президентов Азербайджана и Армении.
Ряд западных экспертов ожидают значительных продвижений на этой встрече, вплоть до подписания документа по базовым принципам. ANS обратился к азербайджанским экспертам и политологам для того, чтобы узнать их мнение и ожидания в связи с предстоящей встречей.
Депутат, политолог Расим Мусабеков
– Думаю, будет объявлено о принятии Мадридских принципов. Я этого жду, это реально, по крайней мере, ведется работа в этом направлении.
Бывший госсоветник по внешней политике президента Азербайджанской Республики, политолог Вафа Гулузаде
– Казанская встреча важна не более, чем встреча в Петербурге или Сочи. Вообще, в позициях государств нет никаких изменений. Особенно России. Она настроена на сохранение ситуации, когда нет ни войны, ни мира. Поэтому перед Азербайджаном ставятся такие условия, от которых мы отказываемся. И выходит так, будто виноват Азербайджан. На самом же деле этот вопрос тормозит Россия при пособничестве Армении. И сейчас никаких сдвигов не будет.
Политолог Зафар Гулиев
– Действительно, в последнее время вокруг предстоящей встречи возник большой ажиотаж. И это несмотря на это, что в последние годы мы уже привыкли к подобным встречам. Периодически проводятся встречи в трехстороннем формате. Накануне Казанской встречи ряд экспертов утверждали, что в ходе встречи возможны какие-либо серьезные сдвиги, во многих вопросах стороны достигли общего согласия, причем возможно, что они подпишут документ по базовым принципам. Мои ожидания более настороженны. Считаю, что серьезных продвижений или изменений на данной встрече не произойдет, т.к. в любом случае серьезных изменений в позиции сторон не произошло.
Отношение Армении к Мадридским принципам до сих пор полностью неизвестно, т.е. принимает ли Армения обновленный вариант Мадридских принципов. Это неизвестно. Официальных заявлений по этому вопросу не было сделано. В то же время я не чувствую, что курирующие конфликт страны-сопредседатели приложат значительные попытки для решения проблемы и предпримут принципиальные шаги, несмотря на то, что они уже в третий раз приняли совместное заявление по Карабаху.
В связи с этим я отношусь к встрече с чувством настороженного оптимизма. Думаю, что на Казанской встрече возможно некоторое сближение в позициях, более того принятие заявления. Однако считаю, что пока рано говорить о достижении серьезных продвижений в ходе переговорного процесса.
Политолог Габиль Гусейнли
– Скажу откровенно: на каждую сторону оказывается давление. Целью давления является изменение статуса-кво и связано с оживлением в переговорном процессе. Основным вопросом является достижение сдвига в переговорном процессе. На Казанской встрече при условии определения базовых принципов, подписания каких-либо документов по принципам в рамках переговоров, и только после этого может начаться переговорный процесс, направленный к миру.
Политолог Араз Ализаде
– Не думаю, что будет достигнуто какое-то продвижение. Я остаюсь при своем мнении: без войны мы не сможем вернуть Карабах. Потому общество, народ нужно готовить в духе патриотизма, к войне. До этих пор сторонам предлагали идти на уступки. Возможно, армяне вернут нам 4-5 оккупированных районов, потом мировая общественность начнет оказывать давление на Азербайджана, мол, армяне пошли на уступки, теперь пойдите и вы.
Замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов в интервью агентству Рейтерс выразил отношение по поводу встречи президентов 24 июня. Он отметил, что особого оптимизма нет.
– Если есть дипломатические возможности решения проблемы, Азербайджан не хочет решения вопроса военным путем. Кто сказал, что у Азербайджана должна быть слабая армия? Иметь сильную армию хорошо, а использовать ее плохо. Я не ожидаю заключения соглашения об основных принципах в Казани, но, в то же время, ожидаю более четкого прояснения в некоторых наиболее важных вопросах”.