Азербайджанский эксперт проанализировал тенденции политического пространства Армении

Смена власти в Армении на нынешнем этапе, и победа относительно прозападного политика как Л.Тер-Петросян, в силу устойчивых позиций в обществе пророссийских сил приведет к хаосу и нестабильности, что не в интересах Запада, – пишет в своем исследовании ведущий научный сотрудник ЦСИ Гюндуз Шабанов.

Последние события в общественно-политической жизни Армении указывают на то, что политические силы, опирающиеся на различные внешние геополитические центры, задолго до объявления выборов в парламент, которые должны состояться в 2012-м году, включились в борьбу за места в Национальном собрании с дальнейшим прицелом на завоевание поста президента в 2013-м году.

Этому посвящено аналитическое исследование Центра Стратегических Исследований, подготовленное ведущим научным сотрудником ЦСИ Гюндузом Шабановым, передает AZE.az со ссылкой на Новости-Азербайджан.

В исследовании говорится: в настоящее время на политическом поле Армении действуют три основные противоборствующие силы, которые условно можно разделить на следующие категории:

Армянский Национальный Конгресс (АНК) во главе с первым президентом страны Левоном Тер-Петросяном;

Латентные силы, поддерживающие Роберта Кочаряна;

Нынешние власти в лице действующего президента Сержа Саргсяна, вынужденного балансировать между указанными выше двумя группами и различными внешними игроками.

Наряду с этими политическим силами в Армении присутствуют две политические силы: АРФ Дашнакцутюн и партия «Наследие», которые с каждым годом утрачивают действенные механизмы влияния на повестку дня.

Чего хочет Левон Тер-Петросян? Череда митингов АНК, которые взяли начало 1 марта 2011 года, и продолжились 17 марта и 8 апреля обозначили линию тактики и стратегии борьбы с властями. Хотя на митинге 1 марта АНК выдвинул властям требования, состоящее из 15 пунктов, то к митингу 17 марта эти требования были сокращены до трех: освобождение политзаключенных, свободное проведение митингов на площади Свободы, а также раскрытие трагических событий 1 марта 2008 года и наказание виновных в них. При этом, на митинге 8 апреля, когда были объявлены эти три требования, Тер-Петросян уверил собравшихся в том, что в случае отказа властей от выполнения указанных требований, митинг, который намечался на 28 апреля ужесточит тактику борьбы оппозиции. Однако, лидер внепарламентской оппозиции Левон Тер-Петросян перенес дату принятия решения на 31 мая, сделав фактически уступку властям.

Свою позицию Тер-Петросян объяснил тем, что он озабочен проблемой Нагорного Карабаха, и не желает, дестабилизируя ситуацию в Армении, сыграть на руку Азербайджану. Примечательно, что многие его сторонника задались резонным вопросом, почему во время прежних радикальных заявлений и действий Левон Тер-Петросян не заботился об угрозе Карабаху, более того, даже звучали заявления, что карабахская проблема не может быть отговоркой против решительной борьбы с властями. Эта смена курса борьбы значительно сказалась на численности сторонников АНК. Так, несмотря на то, что с февраля количество митингующих росло, достигнув своего пика во время митинга 17 марта, то на нем участники митинга осознали, что, несмотря на свои предыдущие резкие заявления во время митинга 1 марта, Левон Тер-Петросян пока не хочет переходить к решительным действиям.

В чем же причина примирительной позиции Левона Тер-Петросяна? Судя по публикациям в армянских СМИ в Армении многие не сомневаются, что существует определенная договоренность между властями и внепарламентской оппозицией, достигнутая в результате переговоров. Об этом свидетельствуют шаги, предпринятые Сержем Саргсяном по поводу требований АНК. Как известно, власти дали разрешение на проведение 28 апреля митинга на площади Свободы, хотя и ограничили число участников, блокировав дороги из провинций в Ереван; было дано указание на новое расследование событий 1 марта, при этом не допустив создание международной комиссии, как того требовал АНК и начали процесс освобождения политзаключенных.

Информационный сайт News.am 29 апреля 2011 года cо ссылкой на газету «Еркир» распространил информацию о том, что переговоры начались при посредничестве посла США в Армении Мари Йованович и в них участвуют от власти родственник Сержа Саргсяна председатель Конституционного суда Г. Арутюнян, а от имени Левона Тер-Петросяна выступает Левон Зурабян, который в период президентства последнего занимал должность пресс-секретаря. На прошедшем этапе переговоров были согласованы три требования, которые власть должна выполнить до конца мая (http://news.am/rus/reviews/1683.html).

И хотя посольство США в Армении опровергло свое участие в переговорах между оппозицией и властями в качестве посредника, (http://news.am/rus/news/57690.html) признаки заинтересованности США во внутриполитических процессах Армении можно узреть, если проследить процесс второго пришествия Л.Тер-Петросяна в политику. Так, к президентским выборам 2008 года в команду Тер-Петросяна влились молодые политтехнологи, прошедшие подготовку в различных западных организациях и фондах. Наиболее значимым и влиятельным из них стал тот же Левон Зурабян – бывший аналитик Международной кризисной группы (International crisis group). Команда аналитиков и имеджмейкеров Тер-Петросяна провела выборную кампанию с использованием возможностей различных мультимедийных площадок, таких как, например, Youtube. Хорошо продуманным ходом стало и решение отказаться от бренда Армянского общенационального движения (АОД), который у населения ассоциировался с «лихими» временами начала 1990ых. Тер-Петросян выступил на политическую арену во главе нового проекта – АНК.

Стоит ли говорить о скорой смене власти в Армении? Смена власти в Армении на нынешнем этапе, и победа относительно прозападного политика как Л.Тер-Петросян, в силу устойчивых позиций в обществе пророссийских сил приведет к хаосу и нестабильности, что не в интересах Запада. Серж Саргсян сегодня вполне отвечает требованиям сил, пытающихся посредством возобновления армяно-турецких переговоров укрепиться в Армении. Для этого же необходимо усилить позиции Сержа Саргсяна, пусть даже посредством непримиримой оппозиции, выступающей во внешнеполитических вопросах с едиными, по сути позициями с властями и ослабить сторону пользующейся поддержкой геополитического соперника Р. Кочаряна. Вот почему, в теме диалога власти и оппозиции присутствует имя Роберта Кочарян. Несмотря на то, что представители правящей Республиканской партии твердят, что никакого диалога с оппозицией не проводиться, однако в качестве практически единственной темы, по которой между Левоном Тер-Петросяном и Сержем Саргсяном может возникнуть диалог, является недопущение Р.Кочаряна к власти и окончательное вытеснение его фактора с политической повестке дня.

В пользу этого предположения говорит заявление С.Саргсяна о новом расследовании 1 мартовских событий, которым он хотел показать, что не является преемником Роберта Кочаряна и намерен играть самостоятельную роль в политических процессах. Учитывая взаимоотношения между Л.Тер-Петросяном и Р. Кочаряном, именно фактор второго президента может создать почву для переговоров. Помимо этого, о присутствии в переговорах темы Р.Кочаряна косвенно свидетельствуют и следующие обстоятельства. В диалоге Сержа Саргсяна и АНК, судя по всему, не обсуждается самый болезненный и основной вопрос – легитимность выборов 2008 года. Этот вопрос как-то уступил место своим производным.

Аналогичное отношение к легитимности власти в Армении у Запада. Хотя Барак Обама и принял на ядерном саммите в США Сержа Саргсяна как президента Армении, в ежегодных докладах Государственного Департамента «О правах человека» уже третий год отмечается, что выборы 2008 года были проведены с серьезными нарушениями (http://www.azatutyun.am/content/article/1981699, http: //www.1in.am/rus/a_a_4475.html). Видимо и оппозиция и Запад смирились с этим и сосредоточили свои основные усилия на главной цели – предстоящие парламентские выборы.

Чего ожидать от 2011-го года? Принятие нового проекта Избирательного кодекса, который сейчас находится на этапе второго чтения в парламенте Армении, демонстрирует, что народ лишится возможности смены власти посредством выборов и единственной гарантией недопущения фальсификаций на выборах является обнародование избирательных списков после голосования.

По мнению члена парламентской фракции партии «Наследие» Армена Мартиросяна, формированием избирательной комиссии на профессиональных основах «власти Армении пытаются сыграть в очередную игру». С его слов, в Армении не существует ни одного независимого органа, поэтому формирование подобной независимой комиссии может быть имитацией. По этой причине, партия «Наследие» и АРФ «Дашнакцутюн», которые ощущают опасность будущих изменений, единогласно настаивают на том, чтобы комиссии были 100% политическими, партийными, в которых оппозиция и власти будут представлены в соотношении 50:50.

В свою очередь, Бюро по демократии и правам человека ОБСЕ и Венецианская комиссия представили заключение по проекту Избирательного кодекса Армении. Они также предложили, прежде всего, пересмотреть порядок формирования избирательных комиссий с целью обеспечения независимости их деятельности и общественного доверия. Таким образом, после принятия данного проекта ИК, в чем уверены все аналитики, выборы будут полностью подконтрольны Администрации Президента Армении.
Данный расклад позволит заставить партию «Процветающая Армения» отказаться от выставления собственного списка на парламентских выборах и согласиться на участие в общем списке с партнерами по нынешней коалиции: РПА и «Оринац Еркир» (Страной законности). Последняя может вообще влиться в ряды РПА, тем самым продемонстрировав пример для Партии Процветающая Армения, которая останется единственным придатком правящей коалиции.

В роли основной оппозиционной силы может выступить АНК, у которой опять же не будет блокирующего количества голосов, но представительство в Парламенте позволит создать картину, при которой возвращение второго президента Армении Роберта Кочаряна будет нереальным. У последнего не останется какой-либо опоры на политической авансцене, с помощью которой он мог бы вернуться в активную политику. Создание новой политической силы может обернуться для Р. Кочаряна окончательным крахом.

В армянском обществе бытовало мнение, что трагедия 1 марта была не выгодна Сержу Саргсяну, зато была на руку Роберту Кочаряну, который обрел тем самым рычаг влияния на Сержа Саргсяна. Виктор Согомонян – пресс секретарь Роберта Кочаряна, в ответ на очередные заметки по поводу трагедии 1 марта 2008 года заявил, что «только человек, у которого отсутствует необходимое вещество для мышления, может заявлять, что 1 марта было выгодно только Кочаряну». Тем самым, представитель Роберта Кочаряна расширил круг людей, заинтересованных в расстреле протестующих 1 марта, и волей неволей включил туда Сержа Саргсяна.

Следует отметить, что призыв Сержа Саргсяна начать расследование расстрела людей 1 марта может привести к ответу на один из главных вопросов – кто приказал стрелять?! Все побочные факты указывают на действующего в то время президента Роберта Кочаряна. Хотя до сих пор Серж Саргсян отгораживал его от судебных процессов, то теперь может дать добро на привлечение Р.Кочаряна к следствию.

Вторым не менее важным, но все же вспомогательным аргументом станет уже озвученное ранее Левоном Тер-Петросяном решение баллотироваться на очередных президентских выборах 2013 года только в том случае, если на них свою кандидатуру выставит Роберт Кочарян. Если учесть, что Левон Тер-Петросян на митинге 17 марта уже во всеуслышание отказался от радикальных вариантов борьбы за досрочные президентские выборы, совершенно очевидно, что власти благополучно дотянут до очередных президентских выборов, и тогда Серж Саргсян со ссылкой на фактор Л.Тер-Петросяна попытается убедить Р. Кочаряна отказаться от борьбы за президентское кресло.

Бытовало мнение, что потенциальной политической платформой Р. Кочаряна являются Дашнакцутюн и партия Процветающая Армения. Однако, процессы, происходящие в последнее время и заявления лидера Процветающей Армении Гагика Царукяна, дают основание полагать, что это не совсем так. Вероятность поддержки Роберта Кочаряна со стороны коалиционной партии “Процветающая Армения” не представляется возможной, так как, лидер этой политической силы Гагик Царукян в последние годы позиционирует себя как самостоятельный, но при этом балансирующий политик. В позиции лидера второй по численности фракции в армянском парламенте, Гагик Царукян является весьма привлекательным партнером для спикера Национального Собрания и крупного по армянским меркам предпринимателя Овика Абрамяна, с которым Г. Царукян связан близкими родственными узами.

Первой «жертвой» зачистки политического поля в Армении, которую осуществляют АНК и Серж Саргсян, стал Раффи Ованнисян (лидер партии «Наследие»), который понял, что РПА и АНК не пропустят в парламент силы, которые могут помешать им в осуществлении своих политических целей. Отказ Л. Тер-Петросяна поговорить на митинге с Раффи Ованнисяном, объявившем голодовку, многие расценили как знак, говорящей об отказе его включения в списки АНК.

Кроме того, АНК и Левон Тер-Петросян делают все, чтобы убрать с политической арены или дискредитировать политические силы, способные стать альтернативой АНК на оппозиционном поле. Этим АНК пытается добиться того, чтобы у армянского общества была лишь единственная альтернатива действующим властям – Армянский Национальный Конгресс.

Пока что позиции АРФ Дашнакцутюн, которая также ощущает на себе последствия зачистки политического поля, остаются довольно прочными. Поэтому, можно предположить, что для наличия в парламенте националистической силы между АНК и РПА может быть достигнута договоренность о «пропуске» в Национальное Собрание АРФД.

Можно с уверенностью сказать, что будущий расклад сил в Армении будет зависеть, от характера взаимоотношений С.Саргсяна и Р.Кочаряна. Налицо подвижки в политическом поле Армении, которые призваны сформировать условия для структурирования новой политической действительности. Уязвимость внешнеполитической позиции Армении также влияет на послабление давления властей на оппозицию и создания псевдодемократической обстановки в стране. Принятие Избирательного Кодекса в нынешнем варианте не сулит Армении истинных демократических выборов, а демонстрируемые властями политические шаги являются лишь действиями тактического характера для нивелирования угроз со стороны политических конкурентов и создания подконтрольного политического пространства.