Азербайджанский манат может трансформироваться в региональную валюту?

Азербайджанский манат может быть очень интересен для экономически активных игроков в нашем регионе, высказывает такое мнение отечественный эксперт.

Как сообщает AZE.az, азербайджанский манат может трансформироваться, как минимум, в региональную валюту. Об этом можно судить, исходя из выступления президента Ильхама Алиева на заседании Кабинета министров АР, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году, считает руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.

«На заседании Кабмина АР глава государства впервые говорил о необходимости обеспечить условия для привлечения в Азербайджан средств иностранных депозитариев, это говорит о том, что манат трансформируется, как минимум, в региональную валюту и очень интересен для экономически активных игроков в регионе», – сказал Велизаде Новости-Азербайджан.

По его словам, сегодня Азербайджан, как и весь мир, вступает в полосу неопределенности, связанной с очень шатким положением на рынке энергоносителей. Целый ряд ведущих экономик мира переживают период рецессии, другие – близки к стагнации. Это не только Европейский Союз с его известными проблемами в еврозоне, но и Китай, активно развивавшиеся до сих пор страны, такие как Турция, Индонезия, Бразилия. На этом фоне мировая экономическая система переживает новый виток кризиса.

Эксперт подчеркнул, что эти кризисные явления, так или иначе, затрагивают экономики всех стран мира, в том числе азербайджанскую, которая во многом завязана на мировых ценах на нефть.

«За годы, когда цены на нефть были на достаточно высоком уровне, в Азербайджане была сформирована значительная подушка безопасности в виде золотовалютных и других резервов. Речь идет не только о резервах, которые сосредотачиваются в государственном резервом фонде, но также и о резервах, которые находятся на балансе Центробанка, вложениях в ценные бумаги и пр.

Это создает возможность на протяжении долгого времени удерживать курс маната по отношению к основным мировым валютам на достаточно стабильном уровне. Данное обстоятельство в той или иной степени влияет и на сохранение социальной и политической стабильности в стране», – отметил собеседник агентства.

Велизаде добавил, что циклический кризис, который был в 2008-2009 годах, очень незначительно отразился на азербайджанской экономике только потому, что в Азербайджане была в свое время смоделирована возможность влияния подобных кризисов на национальную экономику. Правильное моделирование не позволило международному кризису в серьезной степени отразиться на Азербайджане.

В настоящее время, по его словам, речь идет уже о более длительном спаде, который весьма серьезно затронул мировой рынок энергоносителей и привел к неопределенно продолжительному падению цен на нефть.

«В ближайшие недели, как минимум, цены на нефть будут снижаться, они не будут повышаться. Для того, чтобы цены на нефть стабилизировались, необходимо согласованное участие всех основных экспортеров, а на сегодняшний день этого не происходит, нет согласованных действий в направлении стабилизации цен на нефть», – сказал политолог.

Эксперт отметил, что азербайджанском бюджете цены на нефть заложены в районе 90 долларов США за баррель.

«В выступлении президента было ясно сказано, что Азербайджан нужно готовиться к ситуации с низкими ценами на нефть на неопределенно длительный срок. Но в данном случае возникает вопрос, каким образом будут нивелироваться риски, возникающие в связи с этой ситуацией», – сказал Велизаде.

По его словам, глава государства расставил определенные акценты в экономической политике страны, которые имеют цель также защитить общество от негативных последствий кризисных явлений в мировой экономике: "На мероприятии говорилось, прежде всего, о необходимости продолжить политику укрепления маната. Это позволяет с одной стороны избежать социальных потрясений, а с другой стороны – кстати, об этом говорилось впервые – обеспечить условия для привлечения в Азербайджан иностранных депозитных средств".

«Президент впервые сказал о том, что иностранные вкладчики могут воспользоваться манатом для того, чтобы в условиях нестабильности мировых валют держать свои депозиты в азербайджанских манатах.

Причем он говорил о том, что Азербайджан выступает гарантом сохранения этих сбережений, это имеет очень серьезное политическое значение. То есть азербайджанский манат трансформируется, как минимум, в региональную валюту и может быть очень интересен для экономически активных игроков в нашем регионе», – отметил собеседник агентства.

С другой стороны, добавил он, 2015 год – год парламентских выборов. В преддверии любых выборов возникает политическая активность, и какими-то тревожными событиями в социально-экономической жизни могут воспользоваться оппоненты власти, которые могли бы таким образом сыграть на увеличении рейтинга.

На фоне сложных процессов политическая дестабилизация могла бы негативно отразиться на решении социальных вопросов, возможен целый ряд непредвиденных рисков, которые могли бы серьезно повлиять на долгосрочные планы правительства, считает руководитель Клуба политологов.

«Для того, чтобы не провоцировать такой ход событий, именно социальной политике в Азербайджане сегодня уделяется очень важное значение», – подчеркнул Велизаде.

Другим важным моментом в выступлении президента эксперт считает заявление о том, что, несмотря на то, что будут пересмотрены программы, касающиеся незначительных экономических проектов, основные приоритеты деятельности правительства не будут изменены.

«Основные долгосрочные проекты, которые реализуются в Азербайджане, скажем, транспортные проекты, строительство портовой инфраструктуры, реализация космической программы, проектов в области ИКТ и прочее, пересматриваться не будут, хотя они требуют больших капиталовложений», – сказал он.

По мнению Велизаде, здесь был сделан очень важный политический «месседж» – развитию азербайджанской экономики не препятствуют проблемы мировой экономики, потому что акценты делаются с учетом всех рисков.

«С другой стороны, есть вещи, на которые мы не можем непосредственно повлиять. Это тот же карабахский конфликт, который длительное время находится в неизменном состоянии, внешнеполитические риски. Здесь президент подчеркнул, что сохранение единства общества и руководства страны обеспечивает нивелирование этих рисков, и этот вопрос также находится в списке приоритетов государства», – добавил политолог.