С 15 января вступают в силу новые законодательные нормы в области миграционной политики. В связи с этим проблема миграции широко обсуждается сегодня на самых разных уровнях – от Совета Федерации до правозащитных организаций.
На днях свое веское слово в этом нелегком споре сказал Центробанк, опубликовавший данные об объемах денежных переводов физических лиц, отправляемых из России (строго говоря, это не только переводы иностранцев, здесь включены и переводы российских граждан).
За 9 месяцев текущего года иностранные граждане выслали из страны 4 миллиарда долларов. Причем как минимум 3,6 миллиарда “ушли” в страны СНГ. По статистике этот денежный поток постоянно растет – за год он увеличился более чем в 1,6 раза.
ЦБ подсчитал и среднюю сумму перевода: если из России отправляют 600 долларов, то присылают сюда 533.
Тройка лидеров-“переводчиков” выглядит так: Узбекистан (355 миллионов долларов за три квартала), Таджикистан (323 миллиона), Украина (273). “Большинство наемных рабочих на стройках именно из этих республик, – рассказал “РБГ” руководитель одной из строительных компаний Москвы. – За жилье они не платят, получают примерно 600-700 долларов в месяц”. Прибавим сюда заработки в гостинично-ресторанном бизнесе и в сфере секс-услуг.
Грузинские граждане отослали на родину 106 миллионов долларов – меньше переслали лишь в Беларусь, Туркмению, Казахстан.
Сравнительно немного переводят домой азербайджанцы (133 миллиона). Эксперты утверждают: дело не в маленьких заработках. Жители этой республики стараются обосноваться в России и часто переезжают всей семьей.
Зато из Казахстана в РФ отправляют в полтора раза больше, чем получают. Возможно, это объясняется тем, что Казахстан – одна из самых развитых бывших республик СССР и гастарбайтеров оттуда в России не найти днем с огнем.
ЦБ подсчитал только те средства, которые были отправлены через международные платежные системы и “Почту России”. Иными словами, речь идет о легальных операциях, то есть, скорее всего, о верхушке айсберга. Немалые средства уходят из страны через проводников, родственников и знакомых. Дело вовсе не в желании сэкономить на оплате перевода: у многих гастарбайтеров просто нет документов, зато имеются проблемы с русским языком.
Как все это отражается на бюджете России? Глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский на днях предположил: ежегодно, минуя систему госконтроля, из страны, пополняя бюджеты стран СНГ, уходит почти 10 миллиардов долларов. По словам главы ФМС, только ущерб от неуплаты нелегалами налогов оценивается более чем в 250 млрд. рублей в год.
“Гастарбайтеры платят в России налог на доходы физических лиц, – говорит юрист Лидия Степанюк. – С них опосредованно взимается также ЕСН. Все это – только в случае официального трудоустройства, но число “оформленных” иностранных рабочих чрезвычайно мало по сравнению с нелегалами”. Прибавим сюда нагрузку на ЖКХ, этнический теневой бизнес, деформацию рынка труда за счет дешевой рабочей силы…
Российские политики регулярно поднимают вопрос о том, чтобы ограничить или запретить вывод средств из страны. Однако для этого придется как минимум ввести режим экономических санкций, то есть рассориться с соседями всерьез.
Наверное, нет ничего плохого в том, что мигранты переводят деньги домой: они за тем и приехали, чтобы кормить свои семьи. Однако подобные рассуждения хороши при условии абсолютного соблюдения законности и как минимум наличия таковой. “В России отсутствует сегодня государственный подход к миграционным процессам, – говорит сенатор Владимир Слуцкер. – Больше года в правительстве не двигается Концепция миграционной политики, долгосрочные стратегии не разработаны, в лучшем случае есть краткосрочные программы регулирования миграционных потоков”.