Согласно дипломатической ноте, направленной МИД Азербайджана в венский офис ОБСЕ, у организации есть месяц на то, чтобы полностью свернуть деятельность бакинского представительства.
Как передает AZE.az, правительство Азербайджана более не видит необходимости в работе координатора проектов ОБСЕ на территории республики, что означает упразднение “Меморандума о взаимопонимании между правительством Азербайджана и ОБСЕ о координаторе проектов ОБСЕ в Баку”, подписанного 24 сентября прошлого года. Об этом пишет Вестник Кавказа.
Напомним, что решению о закрытии бакинского офиса ОБСЕ предшествовал отзыв проектного координатора организации в Азербайджане Алексиса Шахтахтинского. Официальной причиной было названо простое истечение сроков его деятельности. Позднее была названа неофициальная: конфликт французского дипломата с американским представителем в ОБСЕ Даниэлем Баером, раскритиковавшим Шахтахтинского за фото с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
Депутат Милли Меджлиса, политолог Асим Моллазаде подчеркнул, что отзыв Шахтахтинского ярко продемонстрировал тот факт, что “ОБСЕ во многих вопросах не справляется с задачами, которые стоят перед этой организацией”, из чего в Баку сделали вывод об отсутствии потребности в содержании офиса организации.
“ОБСЕ по-прежнему не справляется с вопросами безопасности и урегулирования конфликтов. Минская группа ОБСЕ превратилась в рефрижератор, который заморозил нагорно-карабахский конфликт. Кстати, вторая Минская группа, созванная по Украине, также замораживает конфликт вместо его решения. Главная причина этого – отсутствие серьезной базы, основанной на верховенстве права. Организация закрывает глаза на несоблюдение своих же базовых документов и соглашений, в частности, того, что все страны-члены ОБСЕ признают территориальную целостность друг друга. При этом оккупация одной страной территории другой должна быть ключевой проблемой в работе ОБСЕ, а не фотографии своих работников. К сожалению, организация в этом вопросе не выполняет свои задачи”, – пояснил эксперт.
Профессор Западного университета Фикрет Садыхов также заметил, что представительство ОБСЕ и в прежнем, более высоком статусе, и в нынешнем “не занималось насущными проблемами Азербайджана и волнующими его вопросами, а пыталось навязать свои условия, изменить приоритеты страны во внутренней и внешней политике”. “Понятно, что Баку не могло это понравиться, поскольку выходило за рамки тех договоренностей, которые существовали при открытии представительства”, – сказал он.
“В Азербайджане возлагались большие надежды на ОБСЕ в начале 90-х годов, когда была сформирована Минская группа ОБСЕ, которая должна была заниматься нагорно-карабахской проблемой, решая ее объективно и справедливо на основе норм международного права. Вместо этого мы увидели, что ОБСЕ и его представительство занимаются вмешательством во внутренние дела Азербайджана. Конечно, такое положение было нетерпимым, и в Азербайджане адекватным образом среагировали на подобную политику”, – подчеркнул Садыхов.
Политолог обратил внимание, что Алексис Шахтахтинский является этническим азербайджанцем, принявшим в свое время французское гражданство, что вкупе с его работой с азербайджанским руководством и “не понравилось ОБСЕ”. “В Вене, кстати, и не скрывали этого. Они открыто говорили о том, что он не должен фотографироваться с руководством Азербайджана, должен вести себя в другом формате. То есть все это просто накопилось, совокупность причин и привела к закрытию представительства ОБСЕ, которое, в общем-то, для Азербайджана не играло никакой роли и не имело никакой значимости”, – заключил Фикрет Садыхов.