Байрам Сафаров: Азербайджанцы жили в Карабахе с древнейших времен, и я уверен, что будут там жить еще долгие века

Двадцать лет назад десятки тысяч азербайджанцев вынуждены были покинуть родные дома в Нагорном Карабахе.

Как сложилась судьба азербайджанских беженцев? Что представляет собой сегодня 75-тысячная Азербайджанская община Нагорного Карабаха? Как передает AZE.az, об этом в эксклюзивном интервью «НГ» рассказал лидер общины Байрам Сафаров.

– Азербайджанцы жили в Карабахе с древнейших времен, и я уверен, что будут там жить еще долгие века. В результате военной агрессии Армении мы вынуждены были покинуть родные места. Конечно же, это трагедия. Каждый беженец – отдельная история, наполненная болью и переживаниями. Сегодня карабахцы расселены в 58 районах Азербайджана. На первых порах наряду с правительством республики нам помогали ООН, международные благотворительные организации, но со временем финансовые возможности Азербайджана позволили полностью взять на себя заботу о карабахцах.
Я говорю «карабахцы», так как именно этот термин должен характеризовать людей из Карабаха – как азербайджанцев, так и армян. Нет такой нации – карабахские армяне, как и нет нации карабахские азербайджанцы. Азербайджанская община Нагорно-Карабахского региона Азербайджанской Республики объединяет всех карабахцев и ставит целью их возвращение на свою родину. В руководстве организации – известные общественно-политические деятели, люди искусства, известные врачи. Община ведет работу как внутри страны, так и за рубежом, доводя до мировой общественности свое законное право на Карабах. У общины есть свой интернет-ресурс, который работает и на армянском языке.

– Господин Сафаров, довольны ли вы вниманием к проблемам общины со стороны авторитетных международных организаций? Как они реагируют на ваше законное право возвращения в дома предков?

– Нас удивляет, когда резолюции Совбеза ООН в одних случаях исполняются немедленно, а в нашем – затягиваются на десятилетия. Внимание международных организаций к проблеме имеет определенный тенденциозный характер. Есть особое внимание к карабахцам-армянам и определенное игнорирование карабахцев-азербайджанцев. У нас возникают вполне справедливые вопросы: если карабахцы-армяне заявляют о том, что они были меньшинством в Азербайджане и им было некомфортно и именно поэтому они хотят отделиться, то их мнение выслушивается и принимается. А вот карабахцев-азербайджанцев, которые, в свою очередь, являются меньшинством по отношению к карабахцам-армянам в рамках Нагорного Карабаха, которые пережили этническую чистку и лишились своей родины, выслушивают с определенной натяжкой.

У нас такое же право жить в Карабахе, как у армян. Конечно, нас посещают председатели

ОБСЕ, мы проводим периодические встречи с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, участвуем в всевозможных конференциях и форумах, посвященных конфликту. Доводим до внимания этих структур свое мнение и со временем видим, что мнение этих структур меняется, так как у них появляется полная картина конфликта.

– В своих выступлениях вы часто акцентируете внимание на возможности совместного мирного проживания двух общин в Нагорном Карабахе. Что же в таком случае мешает воцарению мира в этом регионе Азербайджана?

– На сегодня идет процесс урегулирования армяно-азербайджанского нагорнокарабахского конфликта. Процесс урегулирования всем известен, и ваша газета уделяет эму большое внимание. Позицию Азербайджана озвучил президент Ильхам Алиев, и весь мир увидел, на какие компромиссы идет наша страна: это и гарантии безопасности карабахцам-армянам, и высокий статус автономии, и экономические преференции, и безопасный маршрут с Арменией. А что мы слышим в ответ? Только ультиматумы.

Главное, на мой взгляд, это изменение нынешнего статус-кво, а именно вывод армянских вооруженных формирований из оккупированных районов, возвращение вынужденных переселенцев и обозначение статуса региона в границах Азербайджанской Республики. Гарантами процесса выступают три крупные державы мира: Россия, Франция и США, – и недоверие к будущему статусу в составе Азербайджана я расцениваю как недоверие к сопредседателям Минской группы ОБСЕ.

Если кто-то думает, что с годами желание вернуться в родные края пропадает или же новое поколение привыкает жить в новых условиях, то глубоко ошибается. Наше поколение еще помнит период совместного сожительства и может перебороть в себе отчуждение и ненависть, а вот молодежь растет в условиях ненависти, так как невозможно забыть все то, из-за чего молодые люди остались без крова и земли. По мере продолжения оккупации ненависть может только расти.

– Что вы хотели бы передать своим бывшим соседям, друзьям и знакомым в Нагорном Карабахе?

– Мы глубоко убеждены, что непосредственно армянское население края не заинтересовано в продолжении конфликта – оно стало заложником обстоятельств. Как армянам, так и азербайджанцам будет лучше, если финансы, идущие на покупку вооружений и содержание армий в обеих странах (в Армении и Азербайджане. – «НГ») будут расходоваться на улучшение благосостояния людей и восстановление края.