В системе расчета пенсионных выплат в Азербайджане множество недостатков, – считают эксперты.
Азербайджану не стоит торопиться с повышением пенсионного ценза на фоне аналогичной инциативы Европейской комиссии.
Об этом, как сообщает AZE.az со ссылкой на “Эхо”, заявил заместитель председателя общественного объединения “Содействие экономическим инициативам” Ровшан Агаев. “В противном случае значительная часть населения в Азербайджане, несмотря на социально- страховые выплаты в Пенсионный фонд, будет умирать, не прожив необходимый период пенсионной жизни”. Что противоречит принципам социальной справедливости. “Вопрос с пенсионным возрастом тесно связан с демографической ситуацией в стране”. Каждое решение в этой сфере необходимо принимать с учетом реалий.
Как известно, Европейская комиссия уже подготовила новую рекомендацию странам-членам по пенсионному обеспечению. Комиссия предлагает повысить минимальный возраст выхода на пенсию до 70 лет. В то же время пока ни одно из государств ЕС не установило пенсионного возраста выше 68 лет. Не стоит также думать, что данная инициатива обойдет стороной Азербайджан. Страна не является (и в обозримой перспективе не станет) членом ЕС, но подписалась под Европейской социальной хартией. Из-за участия в хартии Азербайджан будет вынужден унифицировать своё пенсионное законодательство с европейскими “стандартами”, то есть повысить пенсионный возраст до 70 лет. Поскольку средняя продолжительность жизни вряд ли превышает 72 года, пенсионные взносы становятся бессмысленными: большинство попросту работников не доживёт до выхода на заслуженный “отдых”.
Далее, как добавил зампред объединения, в странах Европы порядка 70% населения умирает после достижения 70 лет. “В то время как самое меньшее 50% населения – после достижения 75 лет, об этом говорят данные Евростата”. Причем примерно 35% населения умирает по достижении 80-85 лет. “При этом, по официальным данным, на начало прошлого года порядка 50% населения в Азербайджане умирало, не достигнув 70 лет”. Параллельно, согласно общепринятым мировым стандартам, продолжительность жизни после выхода на пенсию должна составлять хотя бы 12 лет. На фоне этого официальные круги намерены повысить пенсионный ценз в ближайшие 5 лет до 65 лет с нынешних 63 лет для мужчин. “Таким образом получается, что после внедрения этого механизма даже половина мужского населения не сможет получать пенсию 5 лет”.
По его словам, в ряде стран Европы вопрос о повышении пенсионного ценза возник несколько месяцев назад, еще до того, как Европейская комиссия подняла эту тему на повестку дня. “Поскольку в этих странах средняя продолжительность жизни достигает 79-80 лет, а в ряде стран – 81-82 лет для женщин”. На фоне этого в Азербайджане, который подключился к Европейской социальной хартии, средняя продолжительность жизни, по данным ООН, короче европейских показателей на 10 лет и составляет 69 лет. “Поэтому столь значимая разница в показателе продолжительности жизни говорит о том, что Азербайджан не может подключиться к европейской инициативе повышения возрастного ценза выхода на пенсию”.
Р.Агаев добавил, что в других странах СНГ также ситуация с продолжительностью жизни обстоит остро, в частности, в РФ и Беларуси. Причем в Минске заявляют, что этот вопрос не встанет на повестку дня как минимум в ближайшие 10 лет.
Как отмечают эксперты, систему расчета пенсионных выплат в Азербайджане необходимо пересмотреть, так как здесь достаточно недостатков. В Центре экономического и социального развития отмечают, что в Азербайджане объем пенсий порой определяется сферой деятельности пенсионера. Хотя во всем мире, как отмечает глава центра Вугар Байрамов, пенсии выделяются, согласно объему выплат Пенсионному фонду. В Азербайджане же, по словам председателя, государственный служащий получает более высокую пенсию, чем служащий в частном секторе. При этом, как сетует В.Байрамов, пенсионные выплаты, трудящегося в частном секторе превышают аналогичный показатель госслужащего. В этой связи, как считает В.Байрамов, необходимо изменить систему подсчета пенсионных выплат. “Гражданин, который платит больше налога, должен получать более высокую пенсию”.
“Вместе с тем ряд акционерных обществ являются государственными, но при этом официально не перечисляются к государственным предприятиям”. Исходя из этого, по словам председателя, сотрудники акционерных обществ также не считаются государственными служащими. В этой связи, как считает эксперт, необходимо также пересмотреть схему определения госслужащих. “В особенности сложная ситуация обстоит с лицами, которые трудились во времена СССР”. Среди них, как отмечает В.Байрамов, есть люди, которые получали достаточно высокую заработную плату. “Их пенсионные выплаты также были сравнительно высокими”. Но на сегодняшний день схема подсчета пенсии, по словам эксперта, не учитывает объем этих выплат.