«Базарная война» имеет «газовые» корни?

По сообщению официальных источников, президент Азербайджана Ильхам Алиев издал специальное распоряжение о решении проблем граждан Азербайджана, занимающихся торговлей на территории РФ

В ответ на постановление российского правительства, согласно которому с 15 января 2007 года для мигрантов вводится ограничение на занятие торговлей на территории страны, президент Азербайджана постановил создать специальную комиссию во главе с первым вице-премьером Ягубом Эйюбовым, в состав которой также включены глава МИД Эльмар Мамедъяров, министр экономразвития Гейдар Бабаев, министр труда и соцзащиты Физули Алекберов, глава МВД Рамиль Усубов, министр транспорта Зия Мамедов, министр сельского хозяйства Исмет Аббасов, председатель Госкомитета по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом, Назим Ибрагимов, посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюльоглу и другие официальные лица. Комиссии предписано «в месячный срок подготовить, утвердить и обеспечить осуществление плана мероприятий», направленных на решение проблем наших соотечественников, которые теперь потеряли прежнюю работу в России, и «регулярно информировать президента Азербайджанской Республики о проделанной работе».

Кабмину же надлежит «решить вопросы, вытекающие из настоящего распоряжения».

Российские власти тем временем продолжают борьбу с торговцами «не той национальности» на рынках. Открывая заседание правительства России, премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что он со своим заместителем Александром Жуковомы намерены лично заниматься наведением порядка на рынках и трудовой миграцией.

Конечно, Фрадков и Жуков не намерены собственной персоной стоять у входа на рынок с красной повязкой на рукаве и выкрикивать «А ну давай сюда, покажь документы!», завидев в толпе «лицо неславянской национальности».

Просто отныне по вторникам будут проходить совещания по комплексу этих проблем вместе с руководителем аппарата правительства Сергеем Нарышкиным. Он обратился с просьбой к Герману Грефу — главе Минэкономразвития, Алексею Гордееву — главе Минсельхоза и Рашиду Нургалиеву — главе МВД, для того, чтобы они «вместе с миграционной службой и другими ведомствами подготовили материалы к совещанию».

Эксперты пока что затрудняются определить даже примерную социальную и экономическую «цену» российских нововведений для Азербайджана: цифры граждан Азербайджана, работающих в России, и их денежных переводов оставшимся на родине родственникам в разных источниках различаются в разы.

Плюс ко всему многие экономисты уже предрекают, что будет, без сомнения, и положительный эффект: как уверены многие, цены на сельхозпродукцию на азербайджанском рынке взвинчивает именно перекачка большей части товара в Россию, в результате чего помидоры и яблоки стоили в Баку столько же, сколько и в Москве.

С ростом трудовой миграции в Россию связывают большинство случаев заражения ВИЧ-инфекцией в Азербайджане, оттуда привозят «бытовой алкоголизм» и т.д.

Более того, сегодня уже понятно, что и для России «социальная цена» рыночных «этнических чисток» тоже будет достаточно высокой.

Руководитель московского департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков заявил, что городские власти обескуражены планами правительства России выдавить иностранных граждан из сферы рыночной торговли.

«Может, это и не будет в унисон остальным чиновникам, но я не считаю, что с рынков кого-то нужно выдворять, я против этого», — цитирует слова Малышкова газета «Новые Известия».

«Если всех подряд вышвыривать, что мы получим?»- задал вопрос Малышков. Одними крупными сетевыми магазинами город жив не будет. Крупные магазины в Москве, по его словам, это «акулы, которые просто съедают малый бизнес».

«Я вообще не считаю, что мы должны кого-то выдворять с рынков, — приводит его же высказываете „МК“. — Азербайджанцы, люди с юга, всегда были более активными в этой сфере. Пусть эти продавцы легализуются и торгуют, никто этого не запрещал. Я с ужасом думаю, что будет, если из нашей сферы уйдут грузины, таджики, узбеки, азербайджанцы. Если из торговли и ресторанного бизнеса уйдут все представители других национальностей, где я найду им замену? У меня сегодня не хватает 60 тысяч человек для работы».

Словом, по своим масштабам, задействованным ресурсам и социальной цене для самих россиян нынешняя «рыночная война» явно выходит за рамки очередного чиновничьего «пиара». И при этом как минимум имеет право на существование версия, что при помощи «рыночной войны» Россия стремится наказать Азербайджан за излишне самостоятельную игру на европейском газовом рынке.

В самом деле, нетрудно заметить, что «рыночная война» достигла своей кульминации как раз накануне двух важных саммитов.

Сегодня, 24 ноября, в Хельсинки открывается встреча Россия-ЕС, где только ленивый не предрек острой дискуссии по поводу «энергетической безопасности» Евросоюза и опасности излишне сильной зависимости Европы от поставок российских энергоносителей. Которые, как показывает пример Украины и Грузии, без труда могут превращаться в политическое оружие.

А затем открывается саммит СНГ в Минске, где уже возможны переговоры «по широкому кругу проблем» между Азербайджаном и Россией. И при этом как минимум нелишне вспомнить, что на своей последней встрече с Ильхамом Алиевым, который как раз накануне подписал с главой Еврокомиссии Баррозу Меморандум о сотрудничестве в сфере энергетической безопасности, Владимир Путин не только поздравил Азербайджан с успехами в Европе, но и пообещал обсудить европейско-азербайджанские договоренности на том самом саммите Россия-ЕС. Да и утечки по поводу недовольства России проектом «Шахдениз» дают предостаточно пищи для размышлений.

При этом гласно и открыто «давить» на Азербайджан Москва позволить себе не может: газовый экспорт — не вступление в НАТО и не аресты российской агентуры. Но и оставить все как есть Россия позволить себе не может. И такая вот «рыночная зачистка» — это вполне объяснимый рычаг давления на Азербайджан.

Вопрос только в том, что подобным — и куда более жестким — способом Москва уже реагировала на подписание «Контракта века» в 1994 году, объявив транспортную блокаду Азербайджана. Контракты в результате заработали, а вот экономическая зависимость от России снизилась в разы.

Нурани «Эхо»