Духовная инвалидность, как показывает практика, вещь чересчур серьезная, ибо едва поддается излечению. Трудности, связанные с преодолением данного синдрома, заключены в том, что в каждом конкретном случае болезнь раскрывается в самых непредсказуемых формах. А наиболее острые ее формы проявляются в людях, у которых размыто сознание, и вместо адекватной реакции на происходящее, они, как правило, открывают беспорядочный огонь агрессии.
Как передает AZE.az, вспомнить об этом заставило выступление армянского президента Сержа Саргсяна на Третьем форуме выпускников Московского института международных отношений, где оратор блеснул «изобретательностью» и договорился до того, что обвинил Азербайджан в невыполнении четырех резолюций СБ ООН по Карабаху, пишет haqqin.az.
Речь о тех самых резолюциях, которые ребром поставили вопрос о незамедлительном выводе армянских оккупационных войск с азербайджанских территорий (1992-1993 г.г). Не обязательно быть семи пядей во лбу, чтобы прояснить для себя причины и следствия территориальной проблемы. Если имеет место агрессия одного государства в отношении другого, и влиятельная международная структура берет ситуацию под контроль, то первым настоятельным требованием становится нейтрализация первопричины боевых действий. А ею как раз было вооруженное нападение армянских вооруженных сил на Азербайджан.
Вне орбиты интеллекта
Не зря говорят, что «голь на выдумки хитра». Фантазия С.Саргсяна смахнула на высший пилотаж в жанре «маргинального примитива». Упражняясь в казуистике на предмет права народов на самоопределение, герой дня принялся гадать – имеет ли Азербайджан исторические, правовые, политические и моральные основания на владение Карабахом, или нет. А далее ударился в глубокие рассуждения о том, как неправильно формировалась геополитическая конъюнктура Южного Кавказа в прошлом, напрочь позабыв о таком доказанном факте, как массовое переселение армян Османской империи и Ирана в места постоянного проживания тюрков с конца ХVlll века до самого завершения русско-иранской войны в 1828 году.
В каком-то смысле аудитория стала свидетельницей презентации самиздатовского исторического пособия под редакцией человека, который все еще не отделался от пещерного национализма. В силу известных причин армянский глава в ходе мероприятий с участием интеллектуальной элиты всегда юлит, дабы не обнажить личное участие в чудовищных акциях устрашения мирных азербайджанцев, хладнокровных злодействах, расстрелах ходжалинцев (февраль 1992 г.) и других преступлениях, в которых выступал и организатором, и исполнителем в одном лице.
Уроженец азербайджанского Карабаха, бывший слесарь Ереванского электротехнического завода, в дальнейшем филолог-заочник, узурпировав с сообщниками власть у законного президента Армении Левона Тер-Петросяна, вот уже не первый год пытается вести несведущую аудиторию по ложному следу. Что тут сказать, если велико желание замолить грехи, а заодно и укрепить фундамент лженауки великоармянства. Таким макаром можно заработать добрую память у горстки будущих адептов.
Но тональность выступления перед серьезной публикой не оставляет сомнений, что С.Саргсяну определенно не хватило политического чутья и интеллекта, чтобы разобраться, с какой аудиторией он все же имел дело. Преподаватели, выпускники, студенты престижного московского вуза – это достаточно подготовленный и компетентный контингент, чтобы так фривольно тиражировать сущий бред и мифическую историю. Раз он на это отважился, значит, он и ему подобные все еще пребывают в плену иллюзий относительно исхода преступной авантюры с присвоением чужих земель.
Фальшь, как красная нить идеологии
«Кому что, а курице просо», – гласит народная поговорка, и как нельзя точно квалифицирует позиционирование человека, который, будучи облаченным властью, не чурается бесстыдства, не печется о репутации собственной власти, делая ставку на грандиозный обман. Но ладно бы, если это касалось чего-то корпоративного или личного. Речь о судьбе межгосударственного конфликта, который находится в подвешенном состоянии вот уже более 20 лет. Человеку, который непосредственно несет ответственность за будущее своего народа, его безопасность, за региональный порядок, так или иначе затрагивающий интересы мирового армянства, не подобает ставить очевидные истины с ног на голову. Ведь за это когда-нибудь придется ответить.
Центральным элементом спича стала не только фальсифицированная фактография, но откровенная ложь, обернутая в грубую бумагу непримиримости. Иначе зачем нужно было делать экскурс в прошлое, распространяясь высосанными из пальца умозаключениями о том, дескать, что Азербайджан, как государственное образование, берет свое начало чуть ли не с 1918-го года?!
Или же другой пример: оратор утверждает, что Шуша была культурным центром армянства, тогда как в этой всемирно известной колыбели азербайджанских тюрков армянские головорезы и сто лет назад, и в недавнем прошлом хладнокровно убивали сотни семей исконного этноса, чтобы осуществить-таки этническую чистку во имя приобретения жизненного пространства.
Для убедительности С.Саргсян бесстыдно сослался на строки Осипа Мандельштама, самопроизвольно выбивая из контекста авторский смысл и утверждая, что как-будто бы «сорок тысяч мертвых окон», которые зияли после жестокой бойни, тоже имели национальную принадлежность. На такой цинизм и кощунство горазд или одержимый ненавистью, или же обуянный бесами.
Не позабыл С.Саргсян оспорить, разумеется, задним числом, и решение Кавбюро РКП (б) от 1920 года, которое единогласно передало Карабах под юрисдикцию Азербайджана со статусом автономной области именно ввиду исторической привязанности региона к его законным владельцам. Расставив акценты фальши в истории столетней давности, оратор кинулся переиначивать и новую историю, подводя базу фикции под события 25-летней давности.
Плодом больного воображения стало утверждение, что на момент распада СССР, мол, на административной территории бывшей Азербайджанской Советской Социалистической Республики были образованы два независимых и равноправных субъекта: Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика. Это заявление уж точно из серии бреда сивой кобылы: на тот момент никаких директив от центральных властей Азербайджана на предоставление Карабаху особых полномочий не было и не могло быть.
В дерзком порыве словоблудия С.Саргсян отмахнулся от таких понятий, как политическая этика и человеческий такт. И особенно отчетливо это проявилось в контексте его речи о военной составляющей карабахского кризиса.
Будучи одним из организаторов военного решения этно-территориальной проблемы, он и санкционировал походы эскадронов смерти в мирные азербайджанские города и села. И обороняющимся ничего не оставалось, кроме как подняться на защиту своих семей и земель.
Логическим результатом армянского человеконенавистничества стала долгая кровопролитная война, унесшая жизни десятков тысяч людей с обеих сторон. Погревшись на огненном пламени войны, автор московской речи в самый разгар грязной карабахской игры перевел стрелки собственных часов на политические коридоры, и ему, как искусному мастеру интриг и злодеяний, открылась прямая дорога на Олимп власти в стране-оккупанте.
В этой ипостаси он и проходит школу инсинуаций, втаптывая в грязь все нормы здравомыслия и создавая ореол мученика и героя народного движения. Отсюда и эта чудовищная страсть к злому вымыслу и сращению скудных познаний с мечтой о величии.
Ясность цели все и решит
Какой Серж Саргсян мастер словесности и человек действия, мировой политической элите известно. За годы пребывания во власти ему так и не удалось предстать в образе самодостаточного деятеля, который смог бы блеснуть креативностью. В графе инициатив, по-настоящему интересных и, самое главное, полезных для национального общества, зияет пустота. Вот и приходится компенсировать личностную невесомость пустопорожней канонадой дежурных заявлений и выступлений.
В попытке отретушировать издержки риторики армянский лидер, видать, усвоил истину, согласно которой речь нужно заканчивать на высокой ноте, особенно, когда она не содержит в себе ничего нового и обращена к презентабельной публике.
Говоря о возможностях политического урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, президент не упустил возможность актуализировать проблему признания официальным Баку Нагорного Карабаха стороной конфликта. Может, пассаж этот и привлек чье-то внимание, однако все дело в том, что ответ на свой затертый запрос Ереван получил от Баку давно.
Спаррингом Азербайджана в рамках долголетней проблемы была и останется Армения, которая, собственно, и спровоцировала войну против восточного соседа в целях территориальных завоеваний.
Серж Саргсян и его сподвижники о причинах и последствиях стагнации в миротворческом процессе могут талдычить сколько угодно. Точно так же они могут продолжать сетовать на потери в ходе участившихся нарушений режима прекращения огня вдоль границ. Однако ни рассеянная память президента, ни кульбиты его ораторского «творчества», ни этноцентричность заявлений, исходящих от официального Еревана, не могут ввести в заблуждение здравомыслящих людей и навязать сообществу мысль о том, что возмутителем спокойствия на Южном Кавказе является Азербайджан.
Карабахская война и все, что с ней связано, есть прямое следствие агрессивной политики Армении, которая непрестанно распыляет во все стороны территориальные претензии, воспроизводя массу рисков и опасных вызовов. От этой данности и нужно плясать в контексте забот о нейтрализации симптомов геополитической лихорадки в одном из важных и неспокойных регионов Евразии.
Если верно установлены причины болезни, то за локализацией очага дело не станет. Или он разъест все тело, в котором паразитирует, или же радикальное вмешательство все поставит на свои места. Другого не дано.