Бренда Шаффер: мир – не в интересах Кремля, поскольку лишает его инструментов влияния

Американские эксперты рассказали о Южном Кавказе в системе международных отношений.

Как передает AZE.az, за последние 20 лет отношения между НАТО и Азербайджаном интенсивно развивались  – и приобрели стратегический характер, пишет «Голос Америки». Партнерство из области возможного переросло область необходимого; изменилось участие Азербайджана в деятельности НАТО.  Если поначалу страна выступала лишь как получатель помощи, то позднее Азербайджан стал вносить вклад в расширение и укрепление НАТО в регионе.

Вместе с тем азербайджанская сторона рассчитывает на дальнейшее укрепление отношений. В особенности – в сфере безопасности, включая энергетическую безопасность, борьбу с терроризмом, мафией и киберугрозами, в продолжении осуществляемых в стране реформ в области обороны и в достижении большей гибкости в условиях партнерства. Таковы были основные идеи, сформулированные в докладе, с которым Хазар Ибрагим – руководитель миссии Азербайджана в НАТО выступил в Вашингтоне – на конференции Атлантического Совета.

Ибрагим подчеркнул роль Азербайджана в послевоенном развитии Афганистана, с которым у его страны сложились традиционно партнерские отношения во всех сферах. Он отметил также, что благодаря своему геополитическому расположению Азербайджан играет важную роль в международных делах, выполняя функцию крупного транспортного коридора из Азии в Европу. Все эти аспекты, по его мнению, должны найти отражение в будущем партнерских отношений Азербайджана с НАТО. «Азербайджан открыт для более интенсивного и тесного сотрудничество с НАТО по всем направлениям», – подчеркнул Хазар Ибрагим.

Заместитель секретаря Бюро Госдепартамента по делам Европы и Евразии Эрик Рубин оценил опыт партнерства НАТО с Азербайджаном как один из самых позитивных примеров на постсоветском пространстве. «В возглавляемых США операциях НАТО в Афганистане, Косово и Ираке Азербайджан был активным и эффективным участником, как в военной, так и в организационной сфере», – отметил Рубин.

Он подчеркнул, что «в отличие от многих стран, в случае Азербайджана результаты партнерства соответствуют или даже превосходят планы и ожидания альянса». По словам Эрика Рубина, на фоне подобной «истории успеха» и приверженности, демонстрируемой азербайджанской стороной, будущее стратегического партнерства НАТО с Азербайджаном представляется в «очень позитивном» свете.

Бренда Шаффер – профессор факультета по изучению Европы и России в Джорджтаунском университете  – напомнила о некоторых процессах, способных повлиять на развитие отношений НАТО с Азербайджаном. «Во времена «холодной войны», – подчеркнула Шаффер, – дело обстояло намного проще: США и СССР не могли вести друг с другом прямых военных действий и потому воевали друг с другом в прокси-войнах, с помощью третьих игроков – с четкой линией между двумя центрами силы». Сейчас, полагает она, многие продолжают думать, что «война между двумя супердержавами продолжается, и у каждой – свои союзники». Подобное представление, по мнению Шаффер, искажает реальную картину, поскольку в наши дни «разделительные линии размыты и нечетки».

«Зачем России воевать, если она нашла идеальный способ устанавливать контроль над соседними странами: граждане РФ участвуют в выборах (проводимых в этих странах) и занимают (в этих странах) государственные посты; агенты РФ манипулируют местным населением и организуют захват контроля над целыми регионами в суверенных государствах – под носом у НАТО?» – так охарактеризовала новую ситуацию Бренда Шаффер.  «Это – серьезная проблема, с точки зрения науки, этики и безопасности: как обеспечить безопасность от подобной тактики, при этом сохраняя общество открытым и демократичным»,  – считает аналитик.

По мнению Бренды Шаффер, Южный Кавказ рискует стать предметом соперничества между Ираном и Россией.

Шаффер подчеркнула роль России в «так называемых этнических или исторических конфликтах» на Кавказе.  (Этот термин она, впрочем, находит неудачным) «Правда, – подчеркивает аналитик, – в том, что в СССР было больше 200 разных национальностей, однако конфликты возникали лишь там, где имело место внешнее вмешательство в отношения между народами».

По мнению Бренды Шаффер, речь идет не об этнических конфликтах, но о конфликтах, «инсценированных Россией, дающей политическую поддержку и преимущество одной  этнической группе над другими для того, чтобы с ее помощью получить контроль над территорией».  К подобным конфликтам, по убеждению политолога, относятся и «горячие точки» на Южном Кавказе, «парализующие полноценное развитие региона». 

Урегулирование этих конфликтов, продолжает эксперт, при посредничестве России практически не возможно: мир – не в интересах Кремля, поскольку лишает его инструментов влияния. «США и НАТО должны это осознать и выстраивать свою стратегию по отношению к союзникам в регионе в соответствии с этой реальностью», – убеждена Шаффер.