Британский эксперт Гюнтер Вальценбах заявил о том, что «Евросоюз может стать честным и беспристрастным посредником в вопросе Нагорного Карабаха».
Как передает AZE.az, термин, наилучшим образом характеризующий перспективы решения вопроса Нагорного Карабаха в наступившем 2014 году, – осторожный пессимизм. Об этом в беседе с Новости Армении заявил старший профессор Университета Бристоля в Западной Англии Гюнтер Вальценбах.
«События вокруг Вильнюсского саммита и продолжающаяся неопределенность по поводу будущего формата «Восточного партнерства» ЕС должны были повысить осведомленность среди руководящих лиц Евросоюза не только в связи с проблемами обеспечения безопасности отдельных стран, но и в связи с внешнеполитическими ориентирами России. В этом контексте дальнейший прогресс или ухудшение отношений между Россией и ЕС будет иметь также воздействие на «замороженные конфликты», как, например, на карабахский», – отметил эксперт.
С его точки зрения, в то время как меры для удачного разрешения конфликта также являются частью переговорного процесса вокруг новых соглашений об ассоциации, сомнительным остается вопрос, сможет ли сейчас ЕС проявить подход, который будет более согласованным и приемлемым, чем предыдущие усилия. Наконец, по убеждению Вальценбаха, инструменты в руках новоиспеченной Европейской службы внешних действий (European External Action Service – EEAS) ограничены, и лозунг ЕС «больше за большее» не является убедительной заменой более сильной экономической и политической обусловленности. Однако это не значит, что предыдущие усилия и вовлеченность ЕС в урегулировании проблемы Нагорного Карабаха не осуществлялись в правильном направлении.
«В принципе имидж ЕС в качестве «мягкой силы», конкретные действия с точки зрения вовлеченности гражданского общества с обеих сторон и увеличившаяся роль Спецпредставителя Евросоюза в долгосрочной перспективе уверенно могут создать доверие, а также необходимый опыт для того, чтобы ЕС стал честным и беспристрастным посредником, в котором так нуждаются на Южном Кавказе», – заметил политолог, подчеркнув, что, тем не менее, формально главная ответственность все еще остается на Минской группе ОБСЕ.
По словам Гюнтера Вальценбаха, какого типа специального решения ни было бы достигнуто сторонами переговоров, оно будет иметь глубокое влияние на другие «замороженные конфликты», однако принятие скомбинированного подхода в отношении разрешения конфликтов Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья является слишком сложной задачей для нынешней дипломатии ЕС. «В этом контексте, скорее всего, многого нужно ожидать от политического руководства Армении и Азербайджана», – выразил мнение эксперт.
Как он подчеркнул, несмотря на то, что нет убедительных аргументов по поводу того, что периодические стычки и жесты демонстрации силы могут превратиться в «горячий конфликт», подлинное разрешение конфликта кажется достаточно далеким. В нынешнем состоянии, как считает западный эксперт, переговорные команды и дипломаты могут не иметь большого выбора, но они находятся в поисках новых возможностей, которые могут возникнуть вместе с существенными изменениями в отношениях России с Западом.