«Черные» трансплантологи пересаживали почки в Азербайджане?

Украинские трансплантологи отрицают причастность к незаконным операциям.

Как сообщает AZE.az со ссылкой на зарубежные СМИ, в киевский Институт хирургии и трансплантологии им. Шалимова ночью 14 октября ворвались милиционеры – завершилась операция – задержали трансплантолога Владислава Закордонца и анестезиологов Петра Зайченко и Ярослава Романенко.

«Эти врачи – звено международной преступной группировки, торгующей органами, – говорит Дмитрий Андреев из Министерства внутренних дел. – Его организатор – гражданин Израиля. Он искал тех, кому необходима почка, а врачи оперировали».

«Желающих получить украинскую почку в Израиле было немало, – добавляет Юрий Кучер, руководитель Департамента борьбы с киберпреступностью и торговлей людьми. – Заказчик за все платил от 100 до 200 тысяч долларов. Из них 10 тысяч получал донор, определенную часть – вербовщик, 15–20 тысяч – врач. «Фирма» оплачивала все анализы, питание, проживание, авиабилеты, лечение. Операции сначала проводили в Азербайджане – там законодательство позволяло пересаживать почки от чужих людей. Потом оперировали в Киеве».

Милиционеры обнаружили, что врачи вырезали почки более 30 пациентов. За заработанные деньги покупали себе дома стоимостью больше $1 млн, дорогие иномарки, отдыхали за рубежом. Относительно медиков возбудили уголовное дело. Им грозит до 15 лет тюрьмы, потому что в Украине пересадка разрешена только от родственников.

Следствие устанавливает, не специально ли создавали донорам такие условия, что те отдавали свои органы.

Адвокат Владислава Закордонца утверждает, что врачи закон не нарушали:

«Перед операцией донор и реципиент предоставляют специальной комиссии клиники пакет документов о том, что являются родственниками, – объясняет 35-летний Игорь Иванов. – Эксперты изучают их, проводят беседы и только тогда принимают решение. Владислав Закордонец никогда не входил в состав комиссии, решений не принимал. Никто из пациентов не говорил, что он не родственник, а почку купил».

«В Украине нет утвержденного законом порядка проведения трансплантаций, – добавляет Оксана Гуц, 33 года, юрист Института Шалимова. – Закон только позволяет пересадку от родственников и от трупов. Но нет порядка подготовки людей к операции. У института нет возможности проверять подлинность документов, потому что нет специальных лабораторий, криминалистов».

Донорами могут стать отец, мать, сын, дочь, бабушка, дедушка, дядя, тетя, племянник, племянница, муж или жена больного.

«Пара может просто пойти в загс и зарегистрировать брак, а проверить его фиктивность мы не можем, – говорит юрист. – Я уже не говорю о гражданских браках. Врач должен спасать жизнь, а не проверять документы. Из-за отсутствия законодательной базы они не могут работать, потому что в любой момент к ним могут прийти милиционеры».

Ежегодно более четырех тысяч украинцев нуждаются в пересадке почки.

«Следствие считает, что врачи искали доноров, вербовали их, везли в Азербайджан, там делали операции, – говорит Андрей Осипов, адвокат Ярослава Романенко. – Да, врачи работали в Азербайджане. Мой подзащитный четыре раза ездил туда в начале 2009 года. Принимал участие в операциях, проводил консультации. Но не общался ни с одним донором. Документы свидетельствуют, что операции делались законно, претензий от правоохранительных органов Азербайджана к врачам нет. Обвинение не представило никаких конкретных фактов. Подозреваю, что это руководство МВД в очередной раз хочет сделать громкое дело».

Поддерживает Ярослава Романенко и его жена Татьяна: «Мой муж работал в институте Шалимова больше 20 лет и никогда не наживался на бедах других. Он обеспечивал анестезию и мог даже не знать, в каком объеме делается операция».

За неделю до ареста 43-летний Владислав Закордонец заявил следующее:

«В Украине считают, если трансплантолог, то обязательно «черный», – говорит врач. – Наше отделение в прошлом году провело 33 трансплантации, в позапрошлом году – 42. Пересадок от мертвого донора – несколько. Хотя в мире таких операций тысячи. Потому что там, согласно конвенции ООН, действует презумпция согласия: орган умершего можно использовать без согласия родственников.

О жертвовании органами людям рассказывают с детского садика. Даже Папа Римский призывает, что органы нужны на земле, а не на небе. В Украине действует презумпция несогласия, то есть врачи должны спрашивать разрешение у родственников. Соглашаются единицы. И те сразу спрашивают о деньгах, торгуют органами. Поэтому большинство забранных органов – от живых. Это негуманно».