Чрезмерно жесткий приговор Сафарову вынесли из-за непонимания нюансов дела

Вряд ли шумиха, поднятая вокруг экстрадиции Рамиля Сафарова на родину, будет иметь какие-то отрицательные последствия для Азербайджана, в то же время, негативное развитие событий для Армении налицо. Своим мнением об этом и о других аспектах этого дела поделился с AZE.az политический комментатор, руководитель азербайджанской общины Крыма Рагим Гумбатов.

«Сначала следует рассмотреть другой аспект в этом нашумевшем деле. Некоторые информационные ресурсы подключились к попыткам создания некоего образа Р.Сафарова, который вдруг, ни с того ни с чего, возненавидел здоровающихся с ним и улыбающихся армян до такой степени, что ночью напал на них с топором в руке. Задача, которую преследуют армянские и недаром сочувствующие другие СМИ, весьма очевидна: представить азербайджанцев таковыми, которые все заработанные деньги тратят на покупку топоров, точат их и ждут семинаров НАТО с участием армян, чтобы напасть на них, а потом задаваться истерическим вопросом – ну разве с ними можно жить под одной «крышей»?

Прочитав о том, что армяне здоровались и улыбались, а в результате Сафаров решил их убить, невольно задумаешься: что это за человек такой? Дело, однако, в некоторых нюансах.

Тут уместно вспомнить известную амфиболию «казнить нельзя помиловать», где от расположения запятой полностью менялся вынесенный вердикт субъекту казнеприменения. В случае же с Сафаровым, видимо, из-за незнания нюансов – неправильного перевода и неверной интерпретации – ему был вынесен такой неадекватный приговор, о чем мы говорили ранее. Если различные эпизоды из материалов дела соответствуют действительности, тогда получается, напомним, следующая картина. Каждый день армянские семинаристы, увидев азербайджанского коллегу, выкрикивали ему «хай» и при этом улыбались. Примечательно, что никто не обратил внимания на следующие обстоятельства – а что, если офицеры из Армении произносили в адрес Сафарова не английское приветствие «хай», а самое что ни есть армянское «хай» или «ай хай», что означает «ты, армянин» и при этом не улыбались, как это преподносится, усмехались в лицо или ухмылялись. Следует согласиться, что между «здоровались и улыбались» и «издевались и ухмылялись» очень большая разница. Если «дело» Сафарова началось именно при таких обстоятельствах, тогда меняется суть проведенного над азербайджанским участником натовского семинара судебного процесса», – сказал Рагим Гумбатов.

«Вообще-то, было бы правильно, если по делу Сафарова привлечь зачинателей карабахского сепаратизма, посеявших ненависть между армянами и азербайджанцами. Ведь, о толерантности азербайджанцев пишет даже российский историк, один из главных авторитетов для армянской стороны, г-н Станислав Тарасов «родившийся, выросший и выучившийся в многонациональном, гостеприимном солнечном Азербайджане», который именно таким остался в его памяти. Со времени г-на Тарасова в гостеприимности азербайджанцев мало что изменилось.

А если говорит о ментальности, стоит напомнить, что азербайджанский менталитет никогда не воспринимал убийство спящего человека. Народная память хранит много историй о том, что даже кровный враг, который сумел проникнуть в обитель своего противника, застав его спящего, не убивал, а в знак того, что мог это сделать, оставлял у его подушки неотстрелянный патрон. Зачастую такое великодушие врага приводило к окончанию кровных разборок.

Не ставя перед собой задачу по оправданию совершенного Сафаровым преступления, следует сказать, что возникновению у него замысла убивать своего сокурсника могло предшествовать лишь доведение его издевательствами до состояния непреходящего аффекта. Что не было учтено, по всей видимости, венгерской Фемидой, экспертами, исследовавшими обстоятельства дела, в результате вылившемуся чрезмерно жесткому приговору. Как нами ранее отмечалось, за подобное преступление Уголовный кодекс самой Армении предусматривает наказание в виде лишение свободы максимум на 4 (четыре) года.

Кроме того, стоит еще раз напомнить, что Армения и Азербайджан находятся в состоянии войны. У войны, как ни крути, своя философия. Широкой публике не очень известно, но остается фактом, что во время наступления советских войск по Германии, освободителями планеты от фашизма было изнасиловано огромное количество немецких женщин. На восток шли эшелоны с награбленным имуществом. Сколько насильников и мародеров тогда получили наказание? Вопрос, как говорится, риторический…

Теперь о международной реакции на сие дело. В различных СМИ, главным образом, армянских, особо подчеркивается весьма оперативная реакция президента Соединенных Штатов Барака Обамы на случившееся, что позволило некоторым экспертам сделать вывод о причастности США к экстрадиции Сафарова. Речь, тем не менее, не об этом.

Заслуживает ли «дело» Сафарова столь высокого внимания президента пока еще единственной сверхдержавы в мире? Смотрим внимательно. На днях в прессе прошли сообщения о скандальном разговоре премьер-министра Израиля с американским послом, в котором Нетанияху обвинял давнего и преданного союзника в невнимании к иранским проблемам своей страны. Многие наблюдатели считают, что так будет продолжаться вплоть до окончания президентских выборов в США, точнее до января следующего года.

Возникает естественный вопрос: если в Америке так хладнокровно относятся к «братскому» Израилю, с которым у США отношения практически сложились, перефразируя Гейдара Алиева, по принципу «одно правительство – два государства» (фраза Гейдара Алиева «одна нация – два государства» относится к отношениям Азербайджана и Турции – ред.), тогда с какой стати Армения должна оказаться в более привилегированном положении, когда даже к таким мелким проблемам которой обращает свое внимание президент Штатов. Объяснение ситуации, скорее, лежит на поверхности процентного соотношения 45:45 предвыборного рейтинга, в которой оказались нынешние кандидаты в президенты – Ромни и Обама, у последнего из которых в настоящее время сверхзадача – вновь оказаться в Белом доме. Обаме в этой непростой ситуации как раз могут понадобиться совсем нелишние голоса армянских избирателей. Видимо, так и следует расценить быструю реакцию из Белого дома, чтобы успеть это сделать до противника в предвыборной гонке.

Особо следует отметить позицию Франции в этом вопросе. Как можно наблюдать, уровень поддержки Армении этой страной после ухода Николя Саркози резко упал. Если раньше по многим вопросам, касающимся армянскую сторону, выступал лично президент Франции, теперь она довольствовалась лишь спичем пресс-секретаря МИДа. Преждевременно ушедший от политики Саркози, наверное, не преминул бы по случаю полезть на трибуну ООН, постучать ботинком и обещать показать всем «кузькину мать».

Еще одна плохая новость для армянской стороны: на днях Евросоюз объявил о новых санкциях в отношении Ирана – главного союзника Армении в регионе. Вообще, Ирану крупно «повезло» – наверное, в мире нет другой страны, развал которой одновременно желали бы столько государств. Скорейшего расчленения исламской республики хотели бы США, хотя они и говорят о приоритете нерушимости границ, Израиль, Евросоюз, многие арабские страны и еще ряд государств. Канада, напомним, на днях разорвала с Ираном дипломатические отношения.

Словом, в положительной «корзине» Армении, несмотря на поднятую шумиху, в конечном итоге мало что останется. Азербайджан же показал всему миру, что умеет добиваться поставленные цели, осуществив экстрадицию своего офицера.

Сложившаяся ныне на кавказском «фронте» ситуация в некотором смысле напоминает разговор двух подруг: – Ты знаешь, – говорит одна, – замужество похоже на мираж в пустыне с дворцом, пальмами, слугами, бассейном, верблюдом. Сначала исчезает дворец, потом пальма, слуги, бассейн. В конце концов, ты остаешься один на один с верблюдом.

Вся это шумиха рано или поздно исчезнет, и Армения останется со своим «верблюдом» – багажом проблем – один на один с Азербайджаном. Поэтому, очевидно, сегодня очень важно не нагнетать и без того напряженную ситуацию между Арменией и Азербайджаном, а осмыслив обстоятельства, сделать без эмоций выбор с прицелом на будущее своего народа» – подытожил Р.Гумбатов.