Некоторые эксперты решение Кремля о снятии запрета на поставки Ирану комплекса «С-300» оценивают как попытку России усилить политическое, экономическое влияние на Иран и восстановить военно-торговые отношения с этой страной.
Как сообщает AZE.az, информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью «Что может изменить на Ближнем Востоке решение России о поставках в Иран «С-300»?».
«Приведя в доводы продвижение на переговорах Ирана с США по ядерной программе, 13 апреля президент России В.Путин заявил о снятии запрета на поставки этой стране зенитно-ракетного комплекса «С-300».
Напомним, что контракт между Россией и Ираном на поставку Ирану пяти дивизионов С-300 ПМУ-1 на сумму 800 миллионов долларов был подписан в Тегеране в 2007 году. Однако в связи со спорной ситуацией вокруг ядерной программы Ирана российская сторона отложила выполнение договора.
Отказ Ирана в 2009 году заменить под контролем Запада слабообогащенный уран необогащенным ядерным топливом поставил Иран лицом к лицу с новыми санкциями. Принятие в Совбезе ООН резолюции о запрете на поставки в Иран оружия нападения создало правовую базу для этого. Тогдашний президент России Дмитрий Медведев выступил за применение санкций против Ирана и запретил 22 сентября 2010 года продажу Ирану комплексов ПВО «С-300».
Наблюдающиеся в последнее время продвижения на переговорах между Ираном и странами «шестерки», достижение 1 апреля рамочной договоренности по ядерной программе Ирана воодушевили Россию на отмену санкций.
Реакция Израиля и США
Хотя дата поставки Ирану ракетных систем неизвестна, решение о снятии запрета на поставку этой стране вызвало серьезное беспокойство в Израиле. Российская сторона, приведя в доводы оборонный характер указанного ракетного комплекса, заявила, что это не угрожает какой-либо стране, в том числе и Израилю. Однако официальные лица Израиля говорят, что вооружение Ирана представляет прямую угрозу их стране и региону.
Госсекретарь США Джон Керри также отметил обеспокоенность решением. Однако интересной была реакция на решение президента этой страны Барака Обамы. Обама отметил, что принял шаг России за естественный, сказав, что удивлен затягиванием до сих пор поставки Ирану систем «С-300», поскольку санкции не запрещают поставки оружия оборонного характера.
Из его слов стало ясно, что запрет, поставленный Россией в 2010 году на поставки «С-300», был наложен именно по просьбе и желанию американской стороны (см.: Obama downplays Russia S-300 supply to Iran, 'jaws drop' in Israel / «Russia Today», 18 aпреля 2015 г.).
Примечательно, что и США, и ЕС отметили отсутствие какого-либо беспокойства по поводу влияния решения России о поставках Ирану зенитно-ракетного комплекса «С-300» на переговоры по ядерной программе.
Некоторые эксперты решение Кремля о снятии запрета на поставки Ирану комплекса «С-300» оценивают как попытку России усилить политическое, экономическое влияние на Иран и восстановить военно-торговые отношения с этой страной. Вместе с тем не исключается, что такая сделка может нанести вред российско-израильским отношениям. В 2014 году товарооборот России с Израилем был в два раза больше, чем с Ираном, составив 3,4 млрд. долларов. Другой пример заключается в том, что Израиль, демонстрирующий в украинском вопросе сбалансированную позицию, не присоединился к санкциям против России (см.: Чем обернется решение России поставлять Ирану С-300 / «Московский Центр Карнеги», 15 апреля 2015 г.).
В подтверждение ожиданий появляются моменты, позволяющие утверждать, что решение России в связи с «С-300» наносят удар по отношениям с Израилем. Так, после указанного решения израильская сторона передумала отправить в Россию на церемонию празднования 70-летия победы над фашизмом высокопоставленную делегацию.
Хотя среди лиц, чье участие от имени Израиля на мероприятиях предусматривалось, и упоминались президент страны Реувен Ривлин, премьер-министр Бенъямин Нетаньяху и ряд министров, в конечном итоге было принято решение об отправке посла Израиля в Москве. Израильская сторона прямо не признает, что этот шаг связан с решением России по «С-300», но как в России, так и в Израиле, а также мировой общественностью вопрос был расценен именно в этой плоскости (см.: Fury in Russia as Israel declines to send high-level official to WWII commemoration / «Ynetnews», 20 aпреля 2015 г.).
Насколько важны комплексы «С-300» для Ирана?
В свое время Советский Союз играл роль главного военного снабженца Ирана. Но с распадом СССР и изменением баланса сил в международных отношениях Иран проявлял интерес в основном отношениям с Западом. Вместе с тем недоразумение, возникшее с начала 2000-х гг. в связи с ядерной программой Ирана, вынудило официальный Тегеран вновь сблизиться с Кремлем. Несмотря на удар, который нанес вопрос о ядерной программе военному, экономическому сотрудничеству сторон, иранская сторона заинтересована в продолжении отношений.
По некоторым мнениям, поскольку такие страны, как Ливия, Ирак, Сирия, Йемен, не имеют надежных систем ПВО, в последние годы они подверглись со стороны западных стран бомбардировкам с воздуха. А против стран с сильными системами ПВО в основном предпринимаются не воздушные атаки, а такие способы, как попытки оказания на них дипломатического давления, нарушение внутренней стабильности.
Считается, что ведущиеся в настоящее время ядерные переговоры на пути, ведущей к бомбардировке ядерных объектов Ирана, преследуют цель создать «миролюбивый» имидж Запада. По этой причине устранение препятствий на пути приобретения Ираном ракетных комплексов «С-300» для самообороны и защиты своих ядерных объектов с яростью воспринимается на Западе (см.: Russia’s Missile Wall in Iran / «New Eastern Outlook», 18 aпреля 2015 г.).
Словно в ответ на эти предположения в израильской печати нашла свое отражение мысль о том, что комплексы «С-300» не смогут защитить ядерные объекты Ирана от ударов опытных израильских военно-воздушных сил, знакомых с советской военной техникой (см.: S-300 will not prevent potential Israeli strike on Iran / «Ynetnews», 13 aпреля 2015 г.).
Похожую мысль выразил в одном из своих интервью и Барак Обама, сказав, что, как бы ни была хороша российская система ПВО «S-300», в случае их поставки в Иран силы США смогут с ними справиться (см.: US can 'penetrate' S-300 air defenses in Iran if necessary – Obama / «Russia Today», 22 aпреля 2015 г.).
С другой стороны, по мнению экспертов, уровень военной подготовки Ирана в сравнении со стандартами региона, где он расположен, не так высок и в основном носит оборонительный характер. К тому же существует потребность в оснащении иранской армии, вооруженной старой техникой, современным вооружением и оборудованием. В целом на модернизацию иранской армии потребуется 40 млрд. долларов (см.: Why Russia Ended its Ban on Selling Advanced Air Defense Systems to Iran / «The Moscow Times», 14 aпреля 2015 г.). Поэтому закупка ракетного комплекса «С-300» могла бы стать важным прорывом в совершенствовании иранских систем ПВО.
С другой стороны, один из моментов, увеличивающих заботу Ирана о безопасности, заключается в уровне военного развития его соперников в регионе. Наряду с Израилем, Саудовская Аравия и ряд других арабских стран также соперничают с Ираном за региональное влияние. К тому же эти страны имеют заметное военное преимущество перед Ираном. Так, Саудовская Аравия в 2014 году по импорту военной техники и оружия с затратами на сумму 6,4 млрд. долларов поднялась на первое место, опередив Индию. Другой соперник Ирана – Объединенные Арабские Эмираты с затратами на сумму 2,2 млрд. долларов заняли четвертое место (см.: Why Russia Ended its Ban on Selling Advanced Air Defense Systems to Iran / «The Moscow Times», 14 aпреля 2015 г.). В прошлом году Саудовская Аравия закупила военно-воздушную технику на сумму 1,5 млрд. долларов, ОАЭ – 105 млн. долларов.
«Если учесть напряженность ситуации в регионе, где расположен Иран, то современные системы ПВО ему очень важны», – сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров, слова которого также указали на один из чувствительных в военном отношении сторон Ирана (см.: Will Russia's S-300 Missile Defense Systems Really Empower Iran? / «The Moscow Times», 14 aпреля 2015 г.).
Интересный момент в отношении Сергея Лаврова на решение по «S-300» касается того, что министр связал это с событиями в Йемене. Приводя в доводы военные процессы в соседних с Ираном территориях, в том числе и за последние недели в Йемене, Лавров обосновал важность систем ПВО. По этой причине можно предположить, что Россия, не имеющая возможности вмешаться в военные операции Саудовской Аравии в Йемене, пытается доказать, что таким путем она может как минимум увеличить военную мощь Ирана – главного соперника Саудовской Аравии в регионе.
Все это позволяет утверждать, что Иран испытывает большую потребность в российских зенитно-ракетных комплексах «С-300». Информации об использовании этого комплекса в каком-либо реальном бою нет.
Однако комплекс «С-300», производившийся в конце 1970-х гг. в СССР, а позднее совершенствовавшийся Россией, в настоящее время считается одним из самых мощных ракетных систем. К тому же транспортировка этих систем в Иран требует до 6 лет, и, учитывая это, можно сказать, что в нынешний момент известное решение России носит скорее характер политического хода, нежели желание внести изменения в обороноспособность Ирана».